КАЛИНИН НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

полковник

Родился в 1915 году в городе Людиново Орловской области.

Службу в армии начал в августе 1934 года, связав жизнь с авиацией.

Принимал участие в советско-финляндской войне 1939-1940 гг. Командовал экипажем бомбардировщика ДБ-3 в составе 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка.

Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира звена 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. Уже через два дня после начала боевых действий, в составе полковой группы участвовал в воздушном налете на порт Кенигсберга, причинив противнику ощутимый урон в живой силе и технике. 25 июня водил свое звено в составе полковой группы на бомбардировку скопления немецких танков и пехоты западнее Вильнюса, 30 июня – северо-западнее Двинска, 5 июля – на переправе через Березину…

В каждом боевом вылете преодолевая сильный заградительный огонь противника, экипаж лейтенанта Н. И. Калинина вместе с другими экипажами полка метко сбрасывал бомбы, уничтожая танки, бронетранспортеры, вражеских солдат и офицеров.

В августе полк был переброшен на юго-западное направление. Весь сентябрь и начало октября экипажи вели напряженную борьбу с наседающими танковыми и моторизованными соединениями противника. Бомбардировщики наносили удары по моторизованным колоннам противника на шоссе Севск - Кромы, Кромы - Орел, под Путивлем и Полтавой. За месяц боев было сожжено больше трех десятков танков, около сотни автомашин с живой силой, уничтожено пять железнодорожных эшелонов.

Один из вылетов в конце сентября на бомбардировку вражеских войск в районе Путивля оказался для лейтенанта Калинина последним не только в 1941 году, но и на долгие месяцы вперед. В тот день его самолет, находясь над заданной целью, был сбит зенитной артиллерией противника. Экипаж покинул падающую машину над территорией противника. А дальше – плен, побег, участие в боевых действий в одном из отрядов партизанского соединения Ковпака, многочисленные рейды по лесам Белоруссии…

Лишь 22 мая 1942 года лейтенант Калинин был переброшен из партизанского отряда на «большую землю». Вернулся в свой полк и продолжал громить врага в составе 455-го авиаполка дальнего действия, в состав которого в феврале 1942 года влились оставшиеся экипажи расформированной 40-й дальнебомбардировочной авиадивизии.

В апреле 1943 года из личного состава 455-го авиаполка был сформирован еще один полк дальнего действия, получивший порядковый номер 109, после чего оба полка вошли в состав вновь образованной 48-й авиадивизии дальнего действия.

Экипаж лейтенанта Калинина продолжал успешно выполнять боевые задания в составе 455-го авиаполка (с 19 августа 1944 года – 30-й гвардейский авиаполк дальнего действия). С особым боевым азартом он громил врага, обрушивая груз бомб на головы фашистских захватчиков. Однажды на окраине Гомеля прямым попаданием крупных бомб экипаж взорвал большой склад горючего. Столб огня и дыма поднялся на огромную высоту, его наблюдали многие летчики других соединений. Пожар разросся на целый квартал. Фашисты не могли его потушить в течение трех суток...

Дважды в течение 1943 года в наградных приказах командующего авиацией дальнего действия упоминалась фамилия Николая Михайловича Калинина: два ордена Красного Знамени стали свидетельством боевых отличий и героизма их кавалера. В том же году ему было доверено возглавить в 455-м авиаполку одну из эскадрилий бомбардировщиков, а в середине 1944 года он был назначен заместителем командира 109-го авиационного полка дальнего действия.

И в новой для себя должности офицер проявил организаторские способности, умение обучать и готовить летчиков, совмещая это с постоянной боевой работой. Представляя своего заместителя к очередной боевой награде, командиром 109-го авиаполка полно и подробно были описаны все заслуги офицера:

«В Отечественной войне участвует с 22.6.41 года. За это время совершил 147 боевых вылетов, из них 13 днем, ввел в строй боевых экипажей – лично 8 летчиков и под непосредственным руководством 15 летчиков. Будучи командиром эскадрильи 30 гв.аСКп дд, с 1.9.43 г. по 15.5.44 г. его эскадрилья совершила 430 боевых вылетов. Летает в составе экипажа: зам. штурмана авиаполка по радионавигации старшего лейтенанта Шполянского, награжденного орденом «Красное Знамя» и орденом «Отечественная война I степени», воздушного стрелка – радиста старшего сержанта Конева, награжденного орденом «Отечественная война 2 степени», воздушного стрелка старшего сержанта Алексеева, награжденного медалью «За отвагу».

После последней правительственной награды совершил 35 боевых вылетов, лично ввел в строй боевых экипажей – 3 экипажа, под непосредственным руководством – 15 экипажей и вводятся в настоящее время 7 экипажей. Летал на разрушение ж/д узлов Резекне, Шауляй. Один боевой вылет совершил на военно-политический центр Венгрии гор. Будапешт – 14.9.44 г., два боевых вылета совершил на уничтожение живой силы и техники противника в пунктах Кобеляки, Чурилово.

С ноября месяца 1943 года по апрель 1944 г. находился на оперативном аэродроме на Севере. С аэродрома Африканда в сложных условиях Севера совершил 25 боевых вылетов: 17 боевых вылетов совершил на уничтожение матчасти самолетов и вывод из строя аэродромов: Луостари, Алакурти, Тунгозеро, 6 боевых вылетов – на разрушение военно-промышленных объектов в городах: Киркенес, Оулу, 2 боевых вылета – на разрушение военных судов и эшелонов на ж/д разъезде № 6.

Тов. Калинин отлично знает тактику ПВО противника, всегда принимает правильное решение, мастерски владеет противоистребительным маневром, всегда из-под атак истребителей уходит невредимым. 16.10.44 г. при полете на уничтожение живой силы и техники противника в пункте Чурилово, после выполнения боевого задания, при отходе от цели самолет тов. Калинина был дважды атакован истребителями противника. Благодаря отличному знанию тактики истребительной авиации противника и противоистребительный маневр бомбардировщика, тов. Калинин резким разворотом со снижением в сторону истребителя ушел невредимым.

27.3.44 г. при полете на аэродром Алакурти – имел задание наводчика и первого осветителя цели. При выходе на боевой курс, перед самолетом ПВО противника сделало сплошную стену заградительного зенитного огня. Необходимо было энергичным разворотом на 180 градусов уйти из зоны огня, что и было сделано. Оценив обстановку, тов. Калинин зашел на цель почти с противоположной стороны, в результате чего отлично осветил цель.

Тов. Калинин имеет богатый инструкторский навык и опыт, много уделяет внимания делу подготовки и ввода в строй молодых летчиков, прибывающих из школ. Летчик-инструктор гвардии майор Калинин считается в полку одним из лучших инструкторов в деле воспитания молодых кадров. Летный состав, который введен в строй боевых экипажей тов. Калининым в настоящее время умело громит врага.

Отлично владеет техникой пилотирования в сложных метеоусловиях днем и ночью. Не имеет ни одного случая возврата с боевого задания по своей вине. Свой боевой опыт умело передает подчиненным, правильно нацеливает своих подчиненных на выполнение боевых заданий для быстрейшего разгрома немецких захватчиков.

За время летной службы имеет общий налет на всех типах самолетов 1704 часа, из них 745 ночью.

За 35 боевых вылетов создал 13 взрывов и 19 пожаров.

Идеологически выдержан. Морально устойчив. Требователен к себе и подчиненным. Среди личного состава пользуется заслуженным деловым авторитетом.

Делу Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан.

За успешное выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за отличное воспитание и подготовку летных кадров, достоин правительственной награды – ордена Александра Невского».

Командир 109 аРКп дд

подполковник Юспин.

Начальник штаба 109 аРКп дд

гв.подполковник Должиков.

15 декабря 1944 г.

Командирами 48-й авиационной Рижской дивизии дальнего действия и 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленского корпуса представление к награде было поддержано. Приказом командующего 18-й воздушной армией № 082/н от 6 апреля 1945 года гвардии майор Калинин Н.М. был награжден орденом Александра Невского № 19527.

После окончания Великой Отечественной войны Николай Михайлович Калинин еще долгое время продолжал службу в армии, стал полковником, командовал 291-м тяжело-бомбардировочным авиационным полком. За длительную и безупречную службу в Вооруженных Силах СССР, отличные успехи полка в боевой и политической подготовке в мирное время был удостоен еще трех государственных наград.

Полковник Калинин Н.М. – кавалер ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Красной Звезды, а также многих медалей, в числе которых «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Советского Заполярья», «За взятие Будапешта», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина» и другие.

 

Материал предоставлен Сергеем Маркеловым .

Источники: Наградной лист, учетная карточка награжденного.

Hosted by uCoz