ШМЕЛЕВ ИЛЬЯ ВАСИЛЬЕВИЧ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА полковник Родился 2 августа 1917 года в Москве. Окончив в 1934 году 10 классов средней школы, стал работать школьным инструктором по авиамоделизму, а позже - районным инструктором по авиамоделизму. Одновременно обучался в аэроклубе, который окончил в 1938 году. В том же году был призван в армию и направлен для обучения в Борисоглебскую военную авиационную школу им. В.П.Чкалова, которую окончил в 1940 году, получив назначение в одну из авиачастей Западного особого военного округа. Там его и застала война. Свои первые бои Шмелев провел в июле 1941 года. Летая на биплане И-153, в одном из боев одержал свою первую воздушную победу. Вскоре он был назначен командиром разведывательного звена в 282-й истребительный авиационный полк и получил воинское звание «лейтенант». Стремительно увеличивалось количество боевых эпизодов, в которых он принимал участие, росло и число сбитых им самолетов... Осенью 1941 года И.В.Шмелев получает назначение в 4-й истребительный авиаполк, где пересел с устаревшей "Чайки" на современный, по тем временам, истребитель Як-1 и стал командиром эскадрильи. Школой высшего мастерства стали для молодого, но уже опытного летчика, воздушные схватки в небе над Сталинградом, Северным Кавказом и Кубанью, где он особенно отличился в 1943 году. Бывали дни, когда Шмелев сбивал по 4 вражеских самолета в одном бою. Так, 30 Апреля 1943 года, в период боёв на Кубани, 6 наших истребителей во главе с Шмелёвым вылетели на прикрытие войск, наступавших в районе станицы Крымской. Уже в воздухе Шмелёву сообщили, что навстречу идут 35 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Набрав высоту и оставив пару истребителей в прикрытии, он с тремя своими ведомыми немедленно ринулся в атаку. С ходу врезались они в строй бомбардировщиков. И вот уже в прицеле "Юнкерс". Короткая очередь, и бомбардировщик, задымив, клюнул носом, устремившись к земле... А глаза уже ищут следующего. Лёгкий нажим на педаль, чуть - чуть ручку вправо - и в прицел вписался второй "Юнкерс". Очередь - и бомбардировщик, накренившись, заскользил вниз. Строй самолётов противника рассыпался. Не выдержав стремительной атаки, вражеские лётчики обратились в бегство. Они начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стремясь поскорее освободиться от своего, теперь уже для них самих смертельного груза. Некоторое время истребители преследовали врага, сбив ещё 4 бомбардировщика. Запас топлива быстро иссяк, и Шмелёв доложил об этом по радио командиру. Но с земли приказали подождать ещё немного. Ожидался подход ещё одной группы. И верно, через несколько минут появилась новая группа из 25 "Юнкерсов" в сопровождении нескольких истребителей. Набрав высоту, группа Шмелёва снова ринулась в центр вражеского строя. С ходу сбив одного "Юнкерса", Шмелёв на крутом вираже зашёл в хвост другому. Нажим на гашетку - и огненные трассы ринулись к вражеской машине. И ещё один "Юнкерс" рухнул на землю ! А его друзья тем временем, разбившись на группы, столь же смело атаковали другие самолёты противника. Стараясь уйти от прицельного огня, немецкие бомбардировщики повернули на запад. Только после этого с земли дали разрешение на уход группы из заданного района. Лётчики блестяще выполнили свою задачу: 8 пикировщиков сбили они за этот вылет, 4 из них записал на свой боевой счёт их командир - Илья Шмелёв ! Или другой эпизод. В мае 1943 года, над Геленджиком, сразил он и "полосатого дьявола" - советский истребитель Як-1 с нанесенными на плоскостях чёрно - белыми полосами. Этот самолёт, пилотируемый немецким лётчиком, вёл воздушную разведку над ближними тылами советских войск и не вступая в схватки с нашими лётчиками, ловко избегал атак. Зенитная артиллерия, принимая его за свой самолёт , молчала. Но хитрость врага была разгадана, и командование поручило Илье Шмелёву сбить этот самолёт. Несколько дней не покидал лётчик свою машину, но вражеский разведчик не появлялся. Во время одного из налётов немецких бомбардировщиков Шмелёв уступил свой "Як" другому лётчику, самолёт которого был накануне повреждён. И вот когда истребители, отогнав неприятеля, возвращались на остатках горючего и с израсходованным боекомплектом, опять появился вражеский разведчик. Шмелёв бросился к ближайшему самолёту и взлетел в воздух. Немец пошёл навстречу и открыл огонь. Шмелёв также ответил пулемётной очередью. Машины стремительно сближались, но в последнюю минуту разведчик не выдержал и, отвернув в сторону, проскочил мимо. Шмелёв резко развернул машину, причём в этот момент сорвался прицел и ударил его в голову, оглушив на какое - то мгновение. Придя в себя, лётчик снова увидел противника, который уходил, маскируясь в складках местности. Прибавив газ до отказа, Илья Шмелёв стал настигать врага, отметив про себя, что машина плохо слушается рулей управления и, вероятно, неисправна. Пулемётная очередь, выпущенная им, прошла мимо цели, а стремительно несущийся "Як" проскочил вперёд. Пришлось снова развернуть машину и начать новую атаку. Теперь для верности Шмелёв скорректировал стрельбу трассирующими снарядами, а затем длинной очередью прошил вражеский самолёт. Вернувшись на свой аэродром, Шмелёв доложил командиру, что боевое задание выполнено, и добавил, что машина, на которой он летал, очевидно, неисправна и летать на ней нельзя. - Знаю, что нельзя, - ответил командир, - эта машина находится на ремонте ! Долго потом с улыбкой вспоминали лётчики полка, как Батя (это имя ему дали молодые лётчики, которые нашли в Шмелёве внимательного, отзывчивого, терпеливого старшего товарища) на полуразобранной машине "гонял" вражеского разведчика. 16 самолётов врага уничтожил Илья Шмелев во время жарких воздушных боёв на Кубани, в том числе известного немецкого Аса летавшего на самолёте с большим бубновым тузом на борту. 29 и 30 Апреля провёл сверхрезультативные бои на Як-1, сбив 8 неприятельских самолётов. Досрочно получил воинское звание "майор". К концу мая 1943 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка 287-й истребительной авиационной дивизии майор Шмелев И.В. совершил 198 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы еще 10 самолетов противника. 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1145). Затем был Брянский фронт и бои на Курской Дуге, где Шмелев одержал много новых побед. В числе сбитых им немецких летчиков были и очень опытные - такие, например, как участник войны в Испании обер-лейтенант Пауль Фриче, летевший на своем "Хейнкеле-111" бомбить Курск. Илья Шмелев заставил его подорваться на собственных бомбах, так и не достигнув цели. Как сообщала тогда сводка Совинформбюро, "фашистские самолеты к Курску не прорвались...". Позади остались бои за Орел, впереди было освобождение Брянска. В решении этой задачи большая роль принадлежала соединениям 15-й воздушной армии, в которой с лета 1943 года воевал полк Шмелева в составе 11-го смешанного авиакорпуса. После освобождения 15 августа 1943 года нашими войсками Карачева, открылась возможность освобождения в ближайшие дни и Брянска. Однако все оказалось намного сложнее. Войска Брянского фронта, наступая 17-26 августа, натолкнулись на хорошо подготовленную оборону противника (это был сильно укрепленный рубеж под названием «Хаген») и не сумели преодолеть его. Вторично наступление на Брянск было начато 7 сентября. Заговорили гвардейские минометы, авиация нанесла мощный удар по вражеским узлам обороны. Очевидец тех событий, Б. М. Бугарчев, бывший в те дни штурманом 4-го истребительного авиаполка 11-го смешанного авиакорпуса, так вспоминает об этом: «Задача была очень ответственная. К ее выполнению мы тщательно готовились. Бомбардировщики появились над аэродромом в точно указанное время. Первую девятку сопровождал Герой Советского Союза майор Илья Шмелев со своей эскадрильей. Через небольшой интервал шла вторая девятка Ил-4, и вслед за ними взлетели еще шесть истребителей под командованием Героя Советского Союза майора Алексея Рязанова. Мне досталась седьмая девятка. Когда она появилась над аэродромом, я взлетел с эскадрильей, пристроился к бомбардировщикам, зорко охраняя зоны возможного появления немецких истребителей.... Бомбардировщиков было 81 и 52 истребителя. Гитлеровцы открыли сильный зенитный огонь. Немецких истребителей не видно. Правда, один «фокке-вульф» пытался атаковать, но был мгновенно сбит. Первая девятка бомбардировщиков сбросила бомбы, затем вторая, третья... Подошла очередь девятки, которую я сопровождал со своими истребителями. Много мне приходилось видеть впечатляющих картин, но такого я еще не видел... Когда вся группа бомбардировщиков и истребителей возвращалась домой, по радио мы услышали благодарность нашей пехоты, которая после удара прорвала сильно укрепленный вражеский рубеж и пошла в наступление». За участие в тех напряженных боевых вылетах по сопровождению бомбардировщиков дальней авиации и проведенных боях в небе Брянщины, Иван Васильевич Шмелев был награжден орденом Александра Невского. В наградном листе указывалось: «Командир авиаэскадрильи 4-го истребительного авиационного полка майор Шмелев И.В. провел с эскадрильей 72 успешных боевых вылета на Брянском фронте. В воздушных боях эскадрилья сбила 16 самолетов противника. Кроме этого, авиаэскадрильей уничтожено 11 самолетов противника на его аэродромах, зенитная установка, 7 автомашин и до девяти железнодорожных вагонов с воинскими грузами». За личные смелость и героизм, образцовое руководство боевой работой авиаэскадрильи и нанесение противнику значительного урона в живой силе и технике, приказом командующего 15-й воздушной армией № 078/н от 25 октября 1943 года, майор Шмелев И.В. награжден орденом Александра Невского № 4347. Более того, командирские заслуги отважного летчика-орденоносца были отмечены и повышением по службе - осенью 1943 года И.В.Шмелев назначается командиром истребительного авиаполка. Начались бои за Керченский полуостров... В одном из боев его самолёт был подбит. Перетянув через пролив, на подходе к хутору Гаркуша самолёт загорелся. Шмелёв посадил самолёт, не выпуская шасси. Едва машина коснулась земли, лётчика извлекли из кабины. У Шмелёва оказались ожоги лица, шеи, рук, перелом левого предплечья и правого плеча. Спустя неделю после лечения в госпитале состояние лётчика стало вполне удовлетворительным. Вскоре Илья Шмелёв вернулся в полк. ...В начале октября 1944 года, перед боями за Ригу, Шмелёв попросил слова на партсобрании: "После Сталинграда мы, по сути, и не воевали над большими городами. Город - то красивый. Сталинград фашисты в щебень превратили, а этот не успели. Уберечь бы нам Ригу. Вношу предложение: избегать обстрела жилых зданий". Почин Шмелёва был поддержан комэсками 1-й и 3-й эскадрилий - А. Рязановым и И. Степаненко. В боях над Прибалтикой Илья Шмелёв сбил 9 неприятельских самолётов. Записи в летных книжках многих наших авиаторов могут послужить сюжетом для увлекательных рассказов, повестей и даже романов. Такова, несомненно, и летная книжка Героя Советского Союза, кавалера нескольких боевых орденов, Ильи Васильевича Шмелева. Вот одна из ее завершающих страничек: "Налет общий на 18-ти типах планеров и самолетов - 2288 часов. Боевых вылетов в период Великой Отечественной войны - 528. Лично сбитых самолетов противника - 29, еще 16 - в групповых боях. Аварий и поломок не имеет, летать любит. Охотно и умело передает свой опыт подчиненным". Такой летной книжкой можно гордиться ! После войны И.В.Шмелев остался на службе в ВВС. Окончил Высшие летно-тактические курсы командиров частей в 1947 году. Командовал авиационным полком, был заместителем командира авиадивизии. В 1957 года был уволен в запас. Жил в Москве, работал на ВДНХ СССР. Умер 25 декабря 1979 года. Полковник Шмелев И.В. – кавалер ордена Ленина, пяти орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского, Отечественной войны I степени, двух орденов Красной Звезды. Он награжден так же многими медалями. Источники: 1. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 686044, дело 605, лист 112. 2. «Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. – стр. 518-519; 3. Биография Героя на сайте "Красные соколы". 4. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениздат, 1988г. 5. Чечельницкий Г. А. Летчики на войне. — М.: Воениздат, 1974. 6. Библиотечка журнала "Орденская книжка". Герои Советского Союза. Справочник: Даты. Номера. Указы. Сост.: Н.Ефимов. И.Пак. |