ПОХЛЕБАЕВ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
полковник
Родился 28 марта 1917 года в деревне Подолянь
Малоархангельского (в настоящее время в границах Глазуновского) района Орловской
области в крестьянской семье. В 1930 году переехал на постоянное место
жительства в город Подольск Московской области.
После окончания 7 классов поступил в школу
фабрично-заводского ученичества завода имени Орджоникидзе. Получив специальность
слесаря, работал в сборочном цехе того же завода.
В 1938 году был призван на службу в ряды РККА. В январе 1940 года
окончил Ульяновскую авиационную школу пилотов и был оставлен в ней для
дальнейшего прохождения службы в должности летчика-инструктора.
Участие в Великой Отечественной войне принимал с 4 сентября
1942 года. Воевал в небе над Северным Кавказом и Кубанью в должности пилота
750-го смешанного авиационного полка. Основной задачей старшего сержанта
Похлебаева являлась разведка дислокации войск противника в интересах
командования 9-й армии и штурмовка его боевых порядков. Наземное командование,
получая полные и достоверные сведения после вылетов авиаразведчиков, в том числе
и Похлебаева, имело возможность вскрывать замыслы противника и опережать его в
действиях.
Боевые задания приходилось выполнять на низкой высоте, под постоянным
вражеским огнем с земли, поэтому каждый вылет нес в себе опасность для жизни.
Конечно же не все вылеты проходили гладко. Так, при штурмовке огневых позиций
противника 5 февраля 1943 года, самолет Похлебаева в результате обстрела
зенитными пулеметами получил пробоину маслобака. Грамотно используя мотор, при
отсутствии масла в баке, Похлебаев привел машину на свой аэродром, не делая
вынужденной посадки, и сохранил тем самым боевой самолет. А вылет 11 марта 1943
года чуть было не закончился трагически - в воздушном бою самолет Похлебаева был
подбит, а сам он получил ожоги рук и лица.
К 1 марта 1943 года Похлебаев выполнил 18 боевых вылетов на
разведку и штурмовку войск противника на самолете И-16. В результате штурмовых
действий им было уничтожено до 15 лошадей, 1 автомашина, 18 солдат и офицеров
противника. Кроме того, на счет Похлебаева была записана и первая воздушная
победа - сбитый в групповом воздушном бою бомбардировщик Ю-52. Еще через полтора
месяца на боевом счету Похлебаева значились уже 39 боевых вылетов.
За образцовое выполнение боевых заданий командования по
авиаразведке войск противника и штурмовке его живой силы старший сержант
Похлебаев И.Г. был удостоен первой боевой награды – командующий 4-й воздушной
армией приказом № 019/н от 14 марта 1943 года наградил его орденом Красной
Звезды.
В середине марта 1943 года 750-й смешанный авиаполк был
расформирован. Опытный летчик не остался без дела - его боевая работа
продолжилась в 84-м "А" истребительном авиаполку, который уже в июне 1943 года
получил гвардейское звание и был переименован в 101-й гвардейский истребительный
авиационный полк. Некоторое время Похлебаев воевал на Кубани бок о бок в составе
одной дивизии с легендарным Покрышкиным.
С июля по октябрь 1943 года полк находился на переформировании в Вазиани,
получал новую материальную часть и молодое пополнение летчиков, переучивался на
"Аэрокобры". Все эскадрильи были укомплектован до полной штатной
численности летным составом, однако командование, понимая, что в предстоящих
боях потери летчиков будут неизбежны и эти потери необходимо будет тут же
восполнять, разрешило полку содержать еще одну, запасную эскадрилью сверхштатно.
С октября 1943 года полк в составе 329-й истребительной авиадивизии
действовал в операциях по освобождению Кубани и Крыма. К этому времени гвардии
лейтенант Похлебаев уже состоял в должности заместителя командира авиаэскадрильи.
К февралю 1944 года в воздушных боях за Крым он выполнил 50 боевых вылетов, в
которых лично сбил 5 самолетов противника. За мужество и отвагу, проявленные в
воздушных боях за Крым, Похлебаев был удостоен второй боевой награды -
командующий 4-й воздушной армией приказом № 06/н от 16 февраля 1944 года
наградил его орденом Красного Знамени (представлялся к ордену Александра
Невского). Через некоторое время ему было присвоено и очередное воинское звание.
Однако наиболее полно и подробно заслуги гвардии старшего
лейтенанта Похлебаева в ходе освобождения Крыма изложены в двух представлениях к
наградам, раскрывающих как личные заслуги советского аса, так и его
командирское умение вести за собой подчиненных. Так, в представлении к высшему
знаку отличия государства – званию Героя Советского Союза, командир полка
отмечал следующее:
«Гвардии старший лейтенант Похлебаев участвует на фронте
Отечественной войны с 4.9.42 г. Всего произвел 138 боевых успешных вылетов на
самолетах: И-16 – 39, Аэрокобра – 99. Из них: на штурмовку войск, аэродромов и
техники противника – 10, участвовал в 42 воздушных боях, в которых лично сбил 18
самолетов противника: Ме-109 – 5, Ю-87 – 1, ФВ-190 – 12.
За образцовое выполнение боевых заданий командования в
Отечественной войне, в период с 4.9.42 г. по 24.4.43 г. произвел 39 боевых
вылетов на самолете И-16, за что награжден орденом Красной Звезды.
В боях за Крым на самолете Аэрокобра с 20.11.43 года по
28.1.44 года произвел 49 успешных боевых вылетов, участвовал в 13 воздушных
боях, в которых лично сбил 6 самолетов противника, из них: Ю-87 – 1, Ме-109 – 1,
ФВ-190 – 4, за что награжден орденом Красного Знамени. (
! прим. - представлялся за 50 боевых
вылетов и 5 сбитых самолетов).
После представления к последней правительственной награде,
т.е. с 1.2.44 года по 26.4.44 года на самолете Аэрокобра произвел 50 успешных
боевых вылетов, участвовал в 29 воздушных боях, в которых лично сбил 12
самолетов противника, из них: Ме-109 – 4, ФВ-190 – 8.
9.1.44 г., прикрывая плавсредства в Керченском проливе, две
Аэрокобры встретили 4 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою Похлебаев лично сбил
один Ме-109, который упал в районе южнее Керчь. Подтверждает 1344 полк ПВО.
25.1.44 г. в 16.00, прикрывая свои войска в районе Керчь,
группа в составе 4-х самолетов Аэрокобра, возглавляемая Похлебаевым, встретила
10 Ю-87, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. 4 Аэрокобры решительным
ударом опрокинули противника. В этом бою Похлебаев лично сбил один Ю-87. Самолет
упал в Катерлез. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младшие
лейтенанты Степанов, Дементеев.
В 16.05 два ФВ-190 вошли в пикирование по нашим войскам
восточнее Булганак. В это время группа Похлебаева зашла им в хвост и в момент
выхода ФВ-190 из пикирования Похлебаев в упор расстрелял одного ФВ-190, который
упал в районе ж.д. западнее Керчь. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант
Иванов, гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.
28.1.44 года, прикрывая четверкой свои войска в районе
Керчь, 4 ФВ-190 пытались уйти на запад бреющим полетом. Похлебаев пикированием
снизился с 3000 м, настиг фашистских стервятников и меткой очередью расстрелял
один ФВ-190, который врезался в землю в районе Катерлез. Продолжая преследовать
врага, Похлебаев догнал второго, который после 2-х атак загорелся и развалился в
воздухе.
Во втором вылете группа Похлебаева встретила два ФВ-190,
которые после сбрасывания бомб пытались уйти бреющим полетом в западном
направлении. Одному ФВ-190 удалось уйти за линию, но Похлебаев решил: «Не
уйдешь!» и, презирая опасность сильного зенитного огня противника, на высоте 200
м догнал его за линией фронта и в упор расстрелял ФВ-190, который упал южнее
ст.Ташлыяр.
Этот бой происходил на глазах наших войск, которые
восхищались отличной работой сталинских соколов. Командующий Отдельной
Приморской армией и командующий 4 воздушной армией наблюдали лично за этим боем
и прислали т. Похлебаеву поздравительную телеграмму. В этот день в 2-х воздушных
боях гвардии старший лейтенант Похлебаев сбил 3 самолета противника типа ФВ-190,
из них: падение 2-х самолетов подтверждает станция наведения и падение 3-го
подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младшие лейтенанты
Степанов, Дементеев.
5.2.44 года, при выполнении задания по разведке в районе
Керчь двумя самолетами Аэрокобра, были атакованы двумя Ме-109. Похлебаев на
пикировании догнал одного Ме-109 и с короткой дистанции сбил его. Самолет упал в
районе восточнее Багерово. Подтверждает станция наведения.
6.2.44 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, группа
Похлебаева встретила 2 Ме-109 и в завязавшемся с ними воздушном бою Похлебаев
сбил один Ме-109. Последний упал в районе Александровка. Подтверждает станция
наведения.
7.2.44 г., прикрывая свои войска в районе Керчь, в составе
4-х Аэрокобр Похлебаев, находясь на высоте 3500 м, заметил, что на высоте 1500 м
находится ФВ-190. Похлебаев с пикированием начал догонять ФВ-190, который,
заметив группу Похлебаева, начал уходить со снижением на юго-запад. Похлебаев,
догнав ФВ-190, с дистанции 50-30 м сбил его, который упал в районе
Александровка. Подтверждает станция наведения.
8.2.44 г. 4 самолета Аэрокобра, ведомые Похлебаевым, вели
воздушный бой с 6 ФВ-190 в 4-х км южнее Мама Русская. Догнав противника на
бреющем полете, Похлебаев сбил одного ФВ-190, который упал в районе Мама
Русская. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младший
лейтенант Чуприн.
В этот же день в другом вылете Похлебаев, будучи ведущим,
встретил 4 ФВ-190, которые, заметив группу Похлебаева, с левым разворотом,
снижаясь, начали уходить на запад. Похлебаев, зайдя в хвост одному ФВ-190, с
дистанции 50-30 м расстрелял его. Самолет противника упал восточнее высоты
106,8. Подтверждает станция наведения.
13.2.44 года, ведя воздушную разведку 2 самолетами
Аэрокобра в районе ж.д. Владиславовка, будучи ведущим, Похлебаев встретил 4
ФВ-190, которые шли на перехват пары Похлебаева. Похлебаев развернулся в
западном направлении, догнал одного ФВ-190 и с короткой дистанции сбил его,
который упал в 3-х км восточнее Шубино-Байгоджа. Подтверждает: гвардии лейтенант
Иванов.
14.2.44 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, будучи
ведущим 4 самолетов Аэрокобра, заметил 2 Ме-109, которые шли курсом на запад.
Похлебаев сверху сзади атаковал одного Ме-109, который, пытаясь выйти из-под
удара, подставил свой «живот». Похлебаев в это время в упор расстрелял Ме-109,
последний упал в районе Чурбаш. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов,
гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.
15.2.44 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, будучи
ведущим 4-х самолетов Аэрокобра, встретил 4 Ме-109, которые пытались набрать
высоту для атаки на группу Похлебаева. Похлебаев со своим ведомым так же стал
набирать высоту, а ведущему второй пары приказал уйти ниже. После того как
Похлебаев набрал высоту и ушел в облачность, в окно облачности увидел, что на 2
пару летчика Иванова пикируют два Ме-109. Похлебаев, выйдя из облачности, сверху
сзади атаковал один Ме-109 и с дистанции 100-150 м сбил его. Ме-109 упал
западнее Керчь. Подтверждает станция наведения.
18.4.44 года при выполнении боевого задания по расчистке
воздуха в районе Севастополь, 6-я Верста, Новые Шули, Похлебаев заметил одного
ФВ-190, который пытался снизу с 1000-1500 м зайти в хвост паре летчика
Степанова. Похлебаев, будучи выше противника на 800 м, атаковал ФВ-190 сзади и
сверху под ракурсом ¼ и с дистанции 30-40 м сбил одного ФВ-190, который упал на
аэродром северо-западнее 6-й Версты. Подтверждают: летчики гвардии младшие
лейтенанты Чуприн, Степанов, Березовик.
В 16.25 в районе Балаклава в воздушном бою Похлебаев,
воспользовавшись своим преимуществом в высоте, атаковал второго ФВ-190 и сзади
сверху с дистанции от 150-50 м сбил его, самолет упал в море в 3 км южнее мыса
Фиолент. Подтверждают: летчики гвардии младшие лейтенанты Дементеев, Березовик.
19.4.44 года в составе 4 самолетов Аэрокобра Похлебаев,
будучи ведущим, сопровождающим самолеты Ил-2, на обратном пути следования в
районе Севастополь, 6-я Верста, находясь на высоте 1500 м, заметил, что ниже его
на 500 м находится ФВ-190. Похлебаев внезапно атаковал его сверху сзади и с
дистанции 30-50 м сбил его, который упал в районе Севастополя, высота 44.
Подтверждают: летчики гвардии младшие лейтенанты Березовик, Дементеев,
Герасимов.
23.4.44 года, прикрывая свои войска в районе восточнее
Севастополя, Похлебаев встретил 2 ФВ-190, из которых одного атаковал на высоте
1800 м сверху сзади и, сблизившись с ним до дистанции 50 м, сбил одного ФВ-190.
Последний упал в районе Севастополь 6-я Верста. Подтверждает станция наведения.
Гвардии старший лейтенант Похлебаев в воздушных боях
показывает образцы смелости, отваги и героизма, первым атакует противника, ищет
его и уничтожает.
В короткий промежуток времени, благодаря своей отваге и
героизму, лично сбил 18 самолетов противника. В неравных боях всегда выходил
победителем.
За отличное выполнение боевого задания, за умелое
руководство подчиненными, за проявленный героизм в воздушных боях против
немецко-фашистских захватчиков по освобождению Крыма – достоин присвоения звания
Героя Советского Союза.
Командир 101 ГИАП гвардии майор Павликов.
30 апреля 1944 г.
В проведенных 99 боевых вылетах на самолете Аэрокобра
провел 42 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолетов противника. Достоин
высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза.
Командир 329 истребительной авиационной Керченской дивизии
гвардии подполковник Осипов.
2 мая 1944 г.
Но не только личными заслугами и большим количеством
воздушных побед славился гвардии старший лейтенант Похлебаев в своем полку и
дивизии. С конца января 1944 года, после гибели в одном из воздушных боев
командира 2-й эскадрильи Г. М. Заводчикова, Похлебаеву было приказано исполнять
должность командира этой эскадрильи. Официально же в этой должности он был
утвержден значительно позднее, уже после окончания освобождения Крыма.
Как командир эскадрильи Похлебаев пользовался заслуженным и
неоспоримым авторитетом у молодых летчиков, был признанным асом и высоко ценился
вышестоящим командованием. О событиях тех дней конца января – начала февраля
1944 года есть яркие и подробные воспоминания его ведомого – Бориса Степановича
Дементеева, в то время летчика эскадрильи, гвардии младшего лейтенанта:
«… из разведывательных данных мы узнали, что на наш фронт
пришла группа асов «Удет» с Центрального фронта. Они за этот день сбили одну
«кобру» и ЛаГГ-3. На следующий день командиром эскадрильи назначили Похлебаева -
опытного летчика и более сообразительного, чем был Заводчиков. Заводчиков
стремился вперед, ему хотелось сбить, отличиться. А Похлебаев... Я уже потом,
после одного воздушного боя, его спросил: «Командир, почему не атаковал?» - «А я
тебя не видел в этот момент». Думаю, это хорошо, если командир эскадрильи не
пошел атаковать, потому что не видел своего ведомого. Лучше сегодня сохранить
своего ведомого - завтра больше собьем.
Так вот проходит пару дней. Вечером сидим на КП, коптилка
горит, все понурые - погибать никому не хочется. Асы орудуют - у нас Заводчикова
сбили, в других частях летчиков сбили. А мы кто? Мы же не асы. Иван Григорьевич
Похлебаев видит, что все понурые, говорит: «Чего носы повесили? Ну асы!
Подумаешь, асы! У нас что, оружия нет?! Посмотрите, какое у нас оружие, мы разве
не знаем, как надо их бить? Завтра пойдем и будем их пиз...ть! А сейчас пошли на
ужин».
Поужинали. С рассветом вылетаем. На подходе к линии фронта
успели набрать тысячи три - она близко, 25 километров. С воздуха видно и свой
аэродром, и немецкий. Навстречу идут «фоккера», уже переходят в пикирование,
бомбят наши войска. Похлебаев говорит: «Атакуем!» - и в пикирование. Я за ним.
Вторая пара осталась наверху, прикрывать атаку. Смотрю, впереди меня «фоккер».
Но мне нужно следить за задней полусферой командира эскадрильи. Он одного
«фоккера» снимает, я слева. Заметив, что у меня тоже впереди «фоккер», нужно
только в прицел его взять, командует: «Бей, я прикрываю». Тогда я все внимание
на прицел. Стреляю в этого «фоккера», он в пикирование и уже из него не выходит.
С большой перегрузкой вывел самолет над самой землей. Думал, что он не выдержит.
В глазах, конечно, темно. Казалось, что голова в желудок провалится. Только
набрали 3 тысячи - еще группа «фоккеров» идет. Мы с Похлебаевым еще двоих таким
же образом завалили….
… и мы и немцы друг друга прослушивали. Все знали друг
друга. Допустим, вызывают четверку Похлебаева на смену звену другой эскадрильи,
которое дерется с «мессерами». Только передали, что Похлебаев летит, смотришь,
«мессера» - переворот, раз, раз и ушли, бросили этих. Мы ходим, ходим,
барражируем, ни черта нет. Только сдаем смену другим летчикам, уходим, тут же
откуда-то появляются «мессера». Немцы знали, что звена Похлебаева нужно бояться,
а других можно бить - у них меньше организованности…»
Как умел сбивать самолеты врага лично комэск, показывая в
этом пример своим подчиненным – уже описано в наградном листе к званию Героя. Но
не только за это с огромным уважением относились к Похлебаеву подчиненные. Как
наивысшую оценку командиру хотелось бы привести здесь слова Дементеева,
сказанные им в своих воспоминаниях: «Он был очень скромный и честный мужик!»
Всего через десять дней после того как Похлебаев за личные
воздушные победы был представлен к званию Героя Советского Союза, командир полка
подготовил и направил командиру дивизии еще одно представление к награде. В нем
он отразил заслуги Похлебаева уже как командира эскадрильи:
«Работая командиром эскадрильи, т.Похлебаев упорно и умело
учил своих подчиненных (молодых летчиков) искусству воздушного боя, прививал им
свойства храбрости и мужества в бою личным примером. Сам т.Похлебаев в воздушных
боях лично сбил 18 самолетов противника. Умелое руководство боевой работой
эскадрильи дало возможность того, что летчики его эскадрильи с 20.11.43 года по
8.5.44 года на самолетах Аэрокобра произвели 476 боевых самолетовылетов и в
воздушных боях сбили 51 самолет противника, потеряв при этом одного своего
летчика.
Все летчики его эскадрильи награждены орденами Советского
Союза, а гв. лейтенант Иванов, лично сбивший 21 самолет противника, представлен
к званию Героя Советского Союза. Напарник Похлебаева гв. мл. лейтенант Дементеев
только за последнее время в борьбе за освобождение Крыма сбил 7 самолетов
противника.
Техсостав его АЭ отлично готовит самолеты к боевым вылетам,
за что многие из них получили правительственные награды.
Воинская дисциплина и организованность среди личного
состава АЭ высокая. Личный состав охвачен боевым наступательным порывом.
Тов. Похлебаев, будучи ведущим группы, неоднократно
побеждал превосходившего по численности врага. Например: 15.2.44 г. его группа в
4 самолета за 1 день сбила 10 вражеских самолетов, не имея потерь.
За отвагу и мужество в боях по освобождению Крыма за умелое
руководство эскадрильей, сбившей 51 самолет противника, достоин третьей
правительственной награды – ордена Александра Невского».
Командир 101 ГИАП гвардии майор Павликов.
10 мая 1944 г.
Через два дня представление было поддержано командиром
дивизии, а 14 мая 1944 года приказом № 026/н командующий 8-й воздушной армией
наградил гвардии старшего лейтенанта Похлебаева И. Г. орденом Александра
Невского № 16623.
А вот движение наградного материала к званию Героя
Советского Союза было на время приостановлено в связи с тем, что после
освобождения Крыма 329-я истребительная авиационная дивизия, и в ее составе
101-й гвардейский истребительный авиаполк, была отправлена на переформирование,
передислоцировавшись в Богодухов, под Харьков.
Командиры эскадрилий вылетели на Кавказ, где в запасных
авиаполках планировалось отобрать летчиков для пополнения летного состава
полков. В частях дивизии продолжалась боевая учеба, проводились занятия по
слетанности пар. С прибытием молодого пополнения боевая учеба потребовала еще
большего напряжения сил не только от командиров эскадрилий и, в особенности, их
заместителей, но и от опытных летчиков полка – перед ними стояла одна из главных
задач: подготовить надежных ведомых, обучить их и психологически подготовить к
предстоящим боям.
Все еще находившемуся в штабе дивизии представлению к
званию Героя Советского Союза был дан новый ход лишь в ноябре 1944 года, когда
дивизия после переформирования вновь вошла в состав 4-й воздушной армии 2-го
Белорусского фронта. Наградной материал был направлен на утверждение в
вышестоящий штаб и получил полную поддержку командующего 4-й воздушной армией и
Военного Совета фронта. Прошло еще некоторое время и Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм,
проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Крыма,
гвардии старшему лейтенанту Похлебаеву Ивану Григорьевичу было присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 36479) и медали Золотая
Звезда (№ 5406).
С декабря 1944 года основной задачей гвардейцев 101-го ИАП
стало сопровождение групп бомбардировщиков и штурмовые действия по аэродромам и
крупным целям противника. Среди боевых вылетов полка значатся и вылеты на
бомбардировку Данцига и кораблей, стоявших в его бухте. Подвешивая вместо
дополнительного топливного бака 250-килограммовую бомбу, истребитель превращался
в полубомбардировщика-полуштурмовика, но освободившись от бомбовой нагрузки
вновь выполнял предназначенные ему действия.
Число воздушных побед у летного состава полка увеличилось
незначительно – противник стал слабее, предпочитал уклоняться от боев. В связи с
этим облегчалась и задача по сопровождению бомбардировщиков 132-й авиадивизии,
выполнявших боевые вылеты на Данциг, Берлин и другие крупные цели противника.
Многие части и соединения, отличившиеся в Берлинской
операции, были отмечены почетными наименованиями, удостоены наград,
преобразованы в гвардейские. Среди нескольких таких частей, отличившихся, в
частности, в боях при овладении городами Штеттин, Гартц, Пенкун, Казеков и
Шведт, приказом Верховного Главнокомандующего 101-му гвардейскому
истребительному авиаполку было присвоено почетное наименование Штеттинского.
"После представления к последней правительственной награде, т.е. с 30 апреля
1944 г. по 8.5.45 г., - указывалось в последнем за время войны представлении к
боевой награде, - гвардии старший лейтенант Похлебаев на самолете "Аэрокобра"
совершил 44 боевых вылета и в воздушном бою сбил один Ме-109, который упал в
районе Феодосия, а его эскадрилья за это время произвела 930 боевых вылетов на
штурмовку аэродромов, живой силы и техники противника, и на сопровождение
бомбардировщиков 132 БАД, не потеряв при этом ни одного экипажа бомбардировщиков
и своих экипажей.
В воздушных боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии и Померании
летчики эскадрильи сбили 5 самолетов противника, своих потерь нет. Имея богатый
боевой опыт, гв. старший лейтенант Похлебаев приобщил им весь подчиненный ему
личный состав и в результате вырастил лучших летчиков, таких как Герой
Советского Союза гв. лейтенант Иванов, сбивший 21 самолет противника, гв.
лейтенант Дементеев, сбивший 11 самолетов, лейтенант Степанов и др."
За образцовое выполнение боевых заданий и умелое руководство эскадрильей,
которая под его командованием совершила 930 боевых вылетов и сбила 53 самолета
противника, гвардии старший лейтенант Похлебаев И.Г. был удостоен второго ордена
Красного Знамени. На личном боевом счету офицера ко времени окончания войны
значились 19 одержанных личных воздушных побед и еще одна - в групповом
воздушном бою.
После окончания войны капитан Похлебаев продолжал службу в военно-воздушных
силах. Командовал эскадрильей в 925-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского
флота. В 1954 году окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования
командного состава авиации военно-морских сил, командовал 87-м гвардейским
истребительным авиационным полком в составе 137-й истребительной авиационной
Ропшинской Краснознаменной, ордена Ушакова дивизии Краснознаменного Балтийского
флота. В 1956 году стал заместителем командира этой дивизии по летной
подготовке.
Им были успешно освоены многие типы самолетов, включая реактивный МиГ-15 бис,
и пилотирование в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Совершенствуя
свою летную подготовку, Похлебаев добился прекрасных результатов - летал, как
указывалось командованием, "много, грамотно, смело и уверенно", проявляя
инициативу и находчивость, показывая отличную технику пилотирования и элементы
боевого применения самолета. За уверенное овладение полетами в сложных
метеорологических условиях днем и ночью подполковник Похлебаев еще дважды, уже в
мирное время - в 1955 и 1956 годах - был удостоен государственных наград:
орденов Красной Звезды и Красного Знамени.
В январе 1958 года полковник Похлебаев был уволен в запас. Жил в городе
Подольске Московской области. С 1959 по 1964 годы трудился мастером
производственного обучения в ГПТУ-27, а с 1964 по 1988 годы - слесарем вакуумной
лаборатории отдела неразрушающих методов контроля на заводе инструментального
оборудования ЗИО.
22 февраля 2000 года Иван Григорьевич Похлебаев скончался и был похоронен в
городе Подольске.
В год торжественного празднования 60-летия освобождения
Глазуновского района Орловской области от немецко-фашистских захватчиков (2003
год), в
районном центре был открыт памятник уроженцу района - Герою Советского Союза,
летчику-истребителю Ивану Григорьевичу Похлебаеву.
Герой Советского Союза полковник Похлебаев И.Г. - кавалер ордена Ленина, трех
орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I
степени, трех орденов Красной Звезды. Он был награжден также многими медалями,
среди которых "За боевые заслуги", "За оборону Кавказа" и другие.
Источники:
1. Наградные листы, учетная карточка
награжденного, учетно-послужная карта офицера.
2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. В 2-х томах. М.: Военное издательство, 1988.
3. А. Драбкин. «Я дрался с асами люфтваффе». На смену павшим. 1943–1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.
|