ИЗ ПОКОЛЕНИЯ ГЕРОЕВ Н.Костин
Московский школьник Анатолий Константинов, как и многие его сверстники, спешил все познать, все попробовать сделать своими руками. Ему хотелось быть похожим и на стахановцев, и на полярников дрейфующей станции, и на пограничника Карацупу, но больше всего на героев-летчиков Чкалова, Байдукова, Белякова. И поэтому он самозабвенно учился в Бауманском аэроклубе. Недосыпал. Спешил по ночному городу к летному полю, а потом, с утренних полетов,— на занятия, работу. Еще дома, в Сыромятниках, на школьной скамье Анатолий пристрастился к книгам, они стали его добрыми друзьями. Он зачитывался «Чапаевым», «Поднятой целиной», «Железным потоком», а роман «Как закалялась сталь» стал его любимой книгой. Много читал и в военной авиашколе. В Павке Корчагине видел своего сверстника, а пламенная жизнь самого писателя-коммуниста стала для него примером мужества и доблести. Благотворно действовал на юношу и воинский коллектив. Силой примера, строгой требовательностью коллектив помогал ему совершенствоваться, приобретать нужные качества для будущей нелегкой службы. За время учебы в школе пилотов под руководством опытных командиров и политработников Анатолий в совершенстве освоил летное дело, получил крепкую закалку, приобрел прочные теоретические знания, научился летать. Война застала Константинова в 83-м истребительном авиационном полку. Здесь он осваивал новый самолет Як-1, поступивший на вооружение ВВС, учился летать в любую погоду, совершенствовал стрельбу из пулеметов и пушек. Анатолий рвался в бой. Он просил командование направить его на Западный фронт, защищать от воздушных налетов врага город своего детства и юности — родную Москву. Однако в действующую армию Константинов попал лишь летом сорок второго. Причем направили его под Сталинград. Там тогда развернулась ожесточенная битва, ставшая одним из поворотных событий Великой Отечественной войны. Анатолий прибыл на место в конце августа и с ходу включился в боевую работу. Он принял участие в жарких схватках с фашистской авиацией над Мамаевым курганом. В первых же воздушных боях показал себя смелым, дисциплинированным бойцом, для которого образцовое исполнение воинского долга было превыше всего. Первым вступал в схватки, не пасовал перед численно превосходящим врагом. Но чаще всего ему приходилось сопровождать штурмовиков, прикрывать их во время выполнения задания. «Илы», на первый взгляд тяжеловесные и маломаневренные машины, в воздухе словно бы преображались. Летая на небольшой высоте, они стремительно появлялись над войсками противника, нагоняя на них страх, вызывая панику. Реактивными снарядами, бомбами, пулеметно-пушечным огнем летчики-штурмовики наносили удары по переднему краю, аэродромам, железнодорожным станциям, складам с горючим и боеприпасами врага, зная, что их прикрывают с воздуха свои истребители. Служебная характеристика Анатолия Константинова того времени свидетельствует: «20.10.1942 года. Первым вступил в бой. Смело атаковал «мессершмитты». Увлекал за собой товарищей. Рисковал жизнью, прикрывая ведомого. Выручил его в почти безнадежном положении. Лично сбил самолет противника. 23.3.1943 года. Вел четверку «яков» на перехват бомбардировщиков. Встретил 18 «юнкерсов» под прикрытием шести «мессершмиттов». Не дрогнул, не растерялся. Дерзко атаковал строй бомбардировщиков. Навязал ожесточенный бой. Рассеял «юнкерсы» и обратил их в бегство. «Мессершмитты» пытались спасти положение, но сами потеряли одну машину. Двух самолетов недосчитались фашисты. Константинов сбил одну машину. 15.5.1943 года. Сопровождал штурмовиков. Мастерски отбивал атаки вражеских истребителей. Был надежным щитом «илов», которые прочесывали передний край обороны врага. В бою Константинов не знает страха, сражается до последнего патрона, пока в баках машины остается хоть капля горючего». Как-то раз молодые летчики спросили Константинова, испытывал ли он страх во время воздушного боя с фашистами. — Страшно бывает тогда, — ответил Анатолий, — когда думаешь о смерти. В бою же некогда думать об этом. В бою все мысли заняты только тем, как поразить врага. Какой тут страх, когда в твоем родном небе летает фашист, которого надо уничтожить! — И немного подумав, добавил: — Страх бывает тогда, когда ты беспомощен, беззащитен, когда тебе нечем отразить удар. Но если ты силен духом, веришь в свой самолет, если рядом с тобой, крыло к крылу, верные товарищи, никакого страха не должно быть! Как правило, Константинов навязывал гитлеровцам свой метод боя. Умел быть собранным. Почти каждая его пулеметно-пушечная очередь достигала цели. И все же — чего не бывает на войне! — однажды он сплоховал, недооценил противника и тут же был наказан — ранен в руку. Но продолжал драться, не вышел из боя, ибо понимал, что тогда его четверку «яков» постигнет неудача. Гитлеровцы имели тройное превосходство. Товарищи верили в Константинова. Он был командиром, ведущим группы. И он продолжал сражаться. Ни друзья, ни враги не заметили, что он получил ранение. И только тогда, когда истребитель коснулся земли аэродрома, Анатолий почувствовал, что силы его на исходе. С трудом остановил машину, а зарулить в капонир уже не смог. Мужество, отвага, мастерство молодого летчика не остались незамеченными. Вскоре Константинова назначили командиром эскадрильи, присвоили звание капитана. К тому времени авиаполк, в котором он воевал, стал гвардейским. Многие авиаторы были награждены орденами и медалями. Ордена Красной Звезды и Красного Знамени вскоре засияли и на груди Константинова. Звание гвардейца почетно, это великая честь и большое доверие. Гвардейцы отличались высоким боевым мастерством, исключительной стойкостью и выдержкой. Летчики-гвардейцы были цветом Военно-Воздушных Сил. Обо всем этом Константинов хорошо знал. В редких перерывах между боями он все чаще задумывался над тем, чтобы навсегда связать судьбу с ленинской партией. Еще в аэроклубе, в летной школе и запасном полку, а затем на фронте учился он у коммунистов мужеству, храбрости и отваге, беззаветной верности воинскому долгу. Однажды, вернувшись с задания (было это в июне 1943 года), Константинов долго ходил по летному полю, а потом, придя в штаб, взял лист бумаги и написал заявление в партийную организацию полка. «В суровое и грозное время борьбы с немецко-фашистскими захватчиками,— говорилось в заявлении,— я призван защищать любимую советскую Родину. Я всегда готов отдать за нее свою кровь и свою жизнь. В бой с врагами хочу лететь коммунистом и потому прошу партийную организацию принять меня в ряды ленинской партии». А через день — новый бой. Взвилась в небо сигнальная ракета. Самолеты, набрав скорость, ринулись в небо навстречу врагу. На этот раз ведущим группы «яков» был коммунист Анатолий Константинов... С августа по сентябрь 1944 года гвардии капитан Константинов воевал с фашистами в небе Польши. И здесь ему пришлось выдержать трудный командирский экзамен. Его эскадрилья провела 44 боя и сбила 25 самолетов врага, не потеряв при этом ни одного из своих летчиков. Личный состав эскадрильи любил своего командира искренне и самозабвенно, готов был идти за ним на выполнение любого задания. Сам он к тому времени выполнил 294 боевых вылета, провел 90 воздушных боев и лично сбил в небе Сталинграда, Крыма, Украины, Румынии, Польши, Венгрии и Чехословакии 19 вражеских самолетов. 159 раз он сопровождал наши штурмовики и бомбардировщики, 78 — прикрывал наземные войска, 33 — разведывал ближние тылы противника, 18 — летал на перехват фашистских бомбардировщиков, шесть — на свободную охоту. Особенно памятен Анатолию боевой вылет 8 апреля 1944 года. Был он тогда ведущим четверки «яков». Сопровождали экипаж 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии. В районе цели встретили десять вражеских истребителей ФВ-190 и Ме-109ф. Фашисты атаковали наших. Константинов, не раздумывая, вступил в неравный бой. И хотя врагов было больше почти втрое, они не выдержали. Потеряв три самолета, поспешно ретировались. Один из «фокке-вульфов» был сбит командиром отважной четверки. Наши же истребители и штурмовики потерь не имели. В воздушном бою 21 октября 1944 года гвардии капитан Анатолий Константинов, возглавляя шестерку «Яковлевых», врезался в строй фашистских самолетов, состоявший из 30 ФВ-190. Те шли на небольшой высоте с подвешенными под крылья бомбами. В течение нескольких минут Анатолий сбил три «фокке-вульфа». Воздушный бой — суровый экзамен. Потеряешь хоть секунду — не выполнишь боевого приказа. Не поразишь противника с первой атаки, первой очередью — не исключено, что он поразит тебя. Быстрая и точная атака, снайперская очередь, дерзость и смелость — ключ к победе. Все было у гвардейца Константинова: и храбрость, и летное мастерство, и вера в доверенную ему боевую технику. А еще — неукротимое стремление сражаться с врагом до полного его уничтожения. Когда однажды у Анатолия спросили, как ему живется на фронте, что его больше всего огорчает, он, не задумываясь, ответил: — Самое неприятное на фронте — это когда нелетная погода... За героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с гитлеровскими захватчиками на Сталинградском, Южном, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах, за боевые подвиги, совершенные в небе Крыма, Румынии и Венгрии, командование представило гвардии капитана А. У. Константинова к званию Героя Советского Союза. Еще не раз после этого он поднимался в воздух навстречу врагу. Довел счет лично сбитых им фашистских самолетов до 22. За время войны совершил 327 боевых вылетов. ...Мы встретились с Героем Советского Союза генерал-полковником авиации Константиновым уже после войны в Москве. Он прилетел в столицу по служебным делам. Вспоминая минувшие годы, Анатолий Устинович сказал: — У каждого поколения свои подвиги, свои герои. Наши отцы и матери штурмовали старый мир, громили белогвардейцев и интервентов в годы гражданской войны и победили. Мы защищали новый, социалистический мир в жестокой битве с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. И тоже победили. Мы горды и счастливы тем, что в истории первого в мире Советского государства есть немеркнущие страницы, написанные и нашими горячими сердцами, нашей солдатской отвагой и мужеством...
Источник: Сборник «Герои огненных лет». Книга четвертая. М.: Московский рабочий. 1980г., стр.642-646; |