ГАЛИГУЗОВ ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ
майор
Родился 25 июня 1906 года в селе Ольховатка
Поныровского района Курской области.
С 1928 по 1930 годы прошел срочную
службу в Красной Армии в 55-м артиллерийском полку 55-й артдивизии
Орловского военного округа после чего был уволен в запас.
В 1932 году окончил 7 классов колхозной школы в городе
Щигры Курской области и в том же году поступил в 7-ю Сталинградскую летную
школу.
После трех лет учебы получил назначение на должность
командира корабля в 4-ю авиационную бригаду Московского военного округа, а в
феврале 1940 года был переведен на такую же должность в 67-й истребительный
авиационный полк Одесского военного округа. В составе этого полка Галигузов
встретил начало Великой Отечественной войны.
К 22 июня 1941 года полк имел на вооружении 64 самолета
И-16. Это был лучший
истребительный полк Одесского округа в предвоенный период, и первые же
воздушные бои подтвердили его репутацию. 22 июня 1941 года противник
предпринял две неудачных попытки налета на аэродром базирования авиаполка в Болграде, но летчики полка отразили эти налеты. Всего за этот день полк
уничтожил по разным данным от 13 до 16 самолетов противника в 117 боевых вылетах, потеряв при этом
не более 2 своих самолетов.
С началом войны полк вошел в состав Юго-Западного
фронта образованного на юго-западном направлении советско-германского
фронта. В ходе приграничных сражений 1941 года войска фронта отражали удары
превосходящих сил немецкой группы армий «Юг» на юго-западных границах
страны, нанесли противнику урон в танковом сражении под Дубно, Луцком, Ровно
и задержали его продвижение. В середине июля враг был остановлен под
Киевом, а во второй половине июля - начале августа во взаимодействии с
Южным фронтом была сорвана попытка противника разгромить советские войска на
Правобережной Украине.
В сентябре 1941 года 67-й истребительный авиаполк был
выведен из боев на переформирование и перевооружение на истребители
«Харрикейн». В начале 1942 года он вошел в состав 6-го истребительного
авиакорпуса ПВО столицы.
В июне 1942 года старший лейтенант Галигузов
назначается заместителем командира 390-й отдельной эскадрильи связи 1-й
воздушной армии и воюет на Калининском фронте. Он выполняет задачи по
обеспечению связи в прифронтовой полосе, вылетает на связь с партизанами в
тыл противника и другие важные приказы командования.
В июле 1943 года – новое назначение. Как летчик,
имевший к тому времени огромный летный боевой опыт, Галигузов назначается на
должность пилота в 18-й отдельный тренировочный авиаполк 3-го Украинского
фронта. Вплоть до февраля 1944 года он готовил летчиков для фронта, однако и
сам горел желанием быть на передовой, сражаться с врагом в воздухе.
Наконец, в феврале 1944 года капитан Галигузов получает
направление в действующую армию – он назначается командиром эскадрильи в
955-й штурмовой авиационный полк 305-й штурмовой Павлоградской
Краснознаменной авиадивизии, и с апреля 1944 года началась его наиболее
активная боевая работа на фронте. О том как он воевал с врагом, лучше всего
рассказывают его наградные листы к четырем боевым орденам, первого из
которых он был удостоен уже через месяц после прибытия в 955-й штурмовой
авиаполк:
«Капитан Галигузов на фронтах Отечественной войны с
июня 1941 года. За это время совершил 220 самолето-вылетов на самолете У-2
на связь с войсками, из них 40 на связь с партизанами. В полку с апреля
месяца 1944 года. За время пребывания в 955 штурмовом авиаполку совершил 12
успешных боевых самолето-вылетов в качестве ведущего группы 8 самолетов на
уничтожение войск, грузов и техники противника.
Скромный, грамотный, работоспособный
офицер-руководитель. Отлично знает материальную часть и вооружение самолета,
обладает высоким мастерством техники пилотирования и ориентировки. Группы
ведет без потерь. В бою смел, отважен и разумен. В подразделении пользуется
заслуженным авторитетом.
За успешно совершенные боевые вылеты, за героизм,
проявленный при этом, за отличное выполнение боевых заданий, командира
авиаэскадрильи капитана Галигузова Дмитрия Павловича представляю к
правительственной награде ордену «Красное Знамя».
Командир 955 штурмового авиаполка гвардии майор
Симонов.
14 мая 1944 года».
Приказом командующего 17-й воздушной армией № 023/н от
30 мая 1944 года капитан Галигузов был награжден орденом Красного Знамени (№
105835).
В июле 1944 года 305-я штурмовая авиадивизия передается
в состав 14-й воздушной армии и продолжает сражаться уже на 3-м
Прибалтийском фронте, участвуя в Псковско-Островской, Тартуской и Рижской
наступательных операциях.
В сентябре 1944 года на майора Галигузов готовится
новый наградной лист:
«Представляется к правительственной награде за 20
успешных боевых вылетов. На фронтах Отечественной войны, в борьбе с
немецкими оккупантами, участвует с июня 1941 г. В полк прибыл в апреле 1944
г. и за время боевых действий полка совершил 30 успешных боевых вылетов на
штурмовку живой силы и техники противника. В результате штурмовых и бомбовых
ударов лично уничтожил: 6 танков, 15 автомашин с войсками и грузами, 3
полевых артиллерийских орудия, 3 зенитных точки, 3 ДЗОТа, 16 конных повозок,
рассеял и частично уничтожил до двух взводов пехоты противника.
Под его руководством эскадрилья совершила 168 успешных
боевых вылетов, имея две боевых потери. Являясь ведущим группы в 6-8
самолетов, группы водит без потерь и отлично выполняет задания командования.
Обладает высоким мастерством в технике пилотирования и ориентировке. В бою
смел, отважен, обладает спокойствием и выдержкой. В борьбе за освобождение
Советской Прибалтики показал мужество и храбрость.
За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в
борьбе с немецкими оккупантами, за талантливое руководство эскадрильей –
достоин награждения орденом «Красное Знамя».
Командир 955 штурмового авиаполка гвардии майор
Симонов.
12 сентября 1944 года».
Представление было поддержано командиром дивизии,
однако командующий 14-й воздушной армией приказом № 060/н от 4 октября 1944
года наградил майора Галигузова орденом Отечественной войны
I степени (№ 78374).
В октябре 1944 года – очередное представление к
награде:
«Представляется к правительственной награде за успешное
и талантливое руководство авиаэскадрильей.
К руководству эскадрильей приступил 19-го апреля 1944
г. и за период боевых действий полка руководимая им эскадрилья совершила 300
успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, имея
всего лишь 2 боевые потери. В результате штурмовых действий эскадрильей
уничтожено: танков – 37, автомашин с войсками и грузами – 72, полеых
артиллерийских орудий – 21, зенитных точек – 32, ДЗОТов -13, конных повозок
с грузами – 58, пулеметных и минометных точек – 22, взорвано 7 складов с
боеприпасами и грючим, рассеяно и частично уничтожено до двух батальонов
пехоты противника.
Являясь ведущим группы в 8-12 самолетов, группу водит
без потерь и отлично выполняет задания командования. Отличный волевой
офицер-руководитель, обладает высоким мастерством в технике пилотирования и
ориентировке. Лично сам совершил 36 успешных боевых вылетов, проявив в бою
смелость, мужество и отвагу. В освобождении Советской Прибалтики личный
состав эскадрильи показал образцы мужества, храбрости и геройства,
беспощадно громя и уничтожая оборонительные рубежи противника.
За талантливое руководство эскадрильей, за личное
мужество и отвагу достоин правительственной награды – ордена «Александр
Невский».
Командир 955 штурмового авиаполка гвардии майор
Симонов.
27 октября 1944 года».
В связи с тем, что 27 ноября 1944 года управление 14-й
воздушной армии было выведено в резерв Ставки ВГК, а ее соединения и части
переданы в другие воздушные армии, реализация представления несколько
задержалась. 305-я штурмовая авиадивизия вошла в состав 15-й воздушной армии
и продолжала сражаться на 2-м Прибалтийском фронте. Лишь 15 января 1945 года
приказом командующего 15-й воздушной армией № 05/н майор Галигузов был
награжден орденом Александра Невского № 19680. А еще до этого события, за
10-летнюю безупречную службу в рядах Красной Армии, Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года майор Галигузов был награжден
медалью «За боевые заслуги» (№ 1582118).
Активное участие 955-го штурмового авиационного полка в
Рижской операции и освобождении столицы Латвии, мужество и героизм,
проявленные летчиками полка в этих боях, были высоко отмечены Верховным
Главнокомандующим – полку было присвоено почетное наименование «Рижский».
В октябре 1944 года войсками 2-го и 1-го Прибалтийских
фронтов была блокирована курляндская группировка противника – группа армий
«Север». Вплоть до апреля следующего, 1945 года, наши войска продолжали
блокаду и проводили операции по уничтожению этой группировки.
В воздушных боях продолжал принимать участие и 955-й
штурмовой авиаполк, в составе которого с сентября 1944 года майор Галигузов
выполнял обязанности штурмана полка. К марту 1945 года он совершил уже 61
боевой вылет и вновь был представлен к ордену:
«Представляется к правительственной награде за 20
успешных боевых вылетов.
На фронтах Отечественной войны, в борьбе с немецкими
оккупантами, участвует с июня 1941 года. В полк прибыл в апреле м-це 1944
года и за время боевых действий полка совершил 61 успешный боевой вылет на
штурмовку живой силы и техники противника.
В результате штурмовых и бомбовых ударов лично
уничтожил: 7 танков, 18 автомашин с войсками и грузами, 6 артиллерийских
полевых орудий, 4 зенитные точки, 3 ДЗОТа, 19 конных повозок, рассеял и
частично уничтожил о 2-ух взводов пехоты противника.
Летает ведущим групп до 16 самолетов. 27.2.45 года 16
самолетов Ил-2 точно вывел на цель в районе Бундуж. В результате успешной
штурмовки группой уничтожено и повреждено: 2 орудия ПА, 1 миномет, 2
отделения пехоты противника, взорван склад боеприпасов и создано 2 больших
очага пожаров.
В должности штурмана полка с сентября месяца 1944 года.
За это время проявил себя грамотным командиром по штурмовой службе.
Повседневно готовит летный состав по штурмовой подготовке, благодаря чему в
полку не было ни одного случая потери ориентировки и удара по своим войскам.
Много работает с летным составом и особенно с
штурманами эскадрилий по повышению эффективности ударов по противнику, а так
же много уделяет внимания летчикам-фотографам, готовя их к отличному
фотографированию результатов работы над целью. В бою смел, отважен, обладает
спокойствием и выдержкой.
За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленную в
борьбе с немецкими оккупантами, достоин правительственной награды ордена
«Красное Знамя».
Командир 955 штурмового авиаполка гвардии подполковник
Симонов.
31 марта 1945 года».
Приказом командующего 15-й воздушной армией № 036/н от
30 апреля 1945 года капитан Галигузов был награжден вторым орденом Красного
Знамени (№ 201222).
После окончания войны и подписания противником акта о
безоговорочной капитуляции, подводя итого участия полка в боевых действиях
на фронтах Великой Отечественной войны, командованием полка и дивизии
принимается решение о представлении штурмана 955-го штурмового Рижского
авиационного полка 305-й штурмовой Павлоградской Краснознаменной авиационной
дивизии к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза.
Именно в этом представлении была наиболее полно и всесторонне отражена
боевая деятельность майора Галигузова Д. П.:
«Представляется к присвоению звания «Герой Советского
Союза» за 105 успешных боевых вылетов, из них 65 боевых вылетов на самолете
Ил-2 в качестве ведущего группы 8-16 самолетов, 40 успешных боевых вылетов
по связи с партизанскими отрядами, находящимися на временно оккупированной
территории немцами, 406 вылетов по связи с прифронтовой полосой на самолете
ПО-2.
Участвуя в Отечественной войне с немецкими захватчиками
с июня 1941 г. на Юго-Западном, 3-м Украинском, 3-м и 2-м Прибалтийских
фронтах и Ленинградском фронте, выполнял боевые задания командования в
Одесской операции и в операциях по освобождению Советской Прибалтике,
проявив при этом образцы умения и героизма.
Бесстрашный, опытный летчик, талантливый руководитель,
организатор и воспитатель подчиненных.
Боевой путь майора Галигузова славен множеством
примеров личной храбрости и умения наносить сокрушительные удары по
скоплениям живой силы и техники противника. Отличное владение техникой
пилотирования, материальной частью и вооружением самолета Ил-2, обеспечивает
ему постоянное успешное выполнение самых сложных боевых заданий командования
с минимальными потерями.
За время пребывания в 390 авиаэскадрилье связи с июня
1942 г. по февраль 1943 г. совершил 406 вылетов по связи в прифронтовой
полосе.
Выполняя боевые задания по связи с партизанскими
отрядами на временно оккупированной территории в 1941-1942г., одновременно
выполнял задания по бомбардировке военных объектов противника.
За время участия в боевых действиях полка, особенно
отличился в боях по освобождению Советской Прибалтики.
14.9.44г. в составе 8 самолетов Ил-2, будучи ведущим,
выполнял боевое задание по бомбардировке скопления живой силы и техники
пр-ка в р-не г.Тарту. Когда самолеты приблизились к цели, их встретила
плотная облачность и дождь, но, несмотря на это, майор Галигузов повел
летчиков в атаку.
Штурмовики действовали с Н-300 м., снижаясь до 50-25
м., произвели 4 захода. Гитлеровцы не ожидали удара с воздуха и поэтому
понесли тяжелые потери, при этом уничтожено: 8 автомашин с войсками и
грузами, 2 танка, 2 орудия.
В этот же день майор Галигузов водил еще один раз
группу 6 самолетов Ил-2 в бой и успешно выполнил боевое задание.
При выполнении боевых заданий по овладению городом
Тарту, майору Галигузову была поставлена задача группой 6 самолетов без
прикрытия бомбить и штурмовать живую силу и технику противника. При
выполнении боевого задания группу атаковали 4 истребителя ФВ-190. Воздушные
стрелки хладнокровно отбивали атаки, а летчики производили заход за заходом
на цель. При появлении еще 2-х Ме-109 истребители противника вновь
возобновили атаку, но не смогли сорвать успешную штурмовку группой майора
Галигузова.
Благодаря умелому управлению группой, взаимной выручке
летного состава, были успешно отражены атаки истребителей пр-ка и сбит один
самолет Ме-109. Группа возвратилась на свой аэродром без потерь, выполнив на
отлично боевое задание.
16.9.1944 г. немцы пытались сорвать атаку наших войск в
р-не г.Тарту, послав для этого 12 самолетов Ю-87 с прикрытием 6 истребителей
Ме-109. Во время встречи с группой Галигузова – занимали положение для атаки
наших войск. Тов.Галигузов, будучи ведущим группы 8 самолетов Ил-2, принял
решение сорвать вражескую атаку, и врезался в строй противника, в результате
чего немецкие самолеты, беспорядочно сбросив бомбы, повернули обратно.
Майор Галигузов вывел группу на цель и, отлично
выполнив задание командования, возвратился на свой аэродром без потерь.
6.9.44 г. группа в составе 6 Ил-2 под командованием
майора Галигузова вылетела на бомбометание техники и живой силы пр-ка в р-не
Возула. Метеоусловия были исключительно сложные: низкая облачность и дымка
закрывали цель. Противник в такую погоду не ожидал удара с воздуха и поэтому
появление группы майора Галигузова над целью явилось неожиданностью для
противника.
С трех заходов, 9-ю атаками было подожжено 3 танка, 4
автомашины, рассеяно и частично уничтожено около двух взводов солдат и
офицеров противника. Прикрывающая эту группировку зенитная артиллерия
открыла огонь только со второго захода, а на третьем заходе воздух был
покрыт сплошными разрывами, но, несмотря на это, группа выполнила задание и
возвратилась на свой аэродром без потерь.
26.12.44 г. майор Галигузов группой в 16 Ил-2 попарно
вылетел на штурмовку арт.мин.позиций в р-не Джукстэ. В связи с низкой
облачностью маневр по высоте был невозможен, а р-н цели прикрывали 10 орудий
ЗА и МЗА противника.
При подходе к цели воздух был покрыт сплошными
разрывами снарядов ЗА. Получив подтверждение: «выполнять боевое задание
только по заданной цели», майор Галигузов повел группу в атаку. В результате
успешной штурмовки при первом заходе на цель было уничтожено 2 орудия ЗА и 3
миномета. На втором заходе был поврежден снарядом ЗА мотор самолета майора
Галигузова. Из пробитого блока вышла вода и масло залило кабину и глаза
майора Галигузова, однако он только после выполнения боевого задания,
передав управление группой заместителю, повел свой самолет на свою
территорию и, перетянув через линию фронта, произвел посадку в 300 м. от
линии фронта.
24.1.45 г. немцы пытались контратаковать наши войска в
р-не г.Салдус. Группе майора Галигузова была поставлена задача – штурмовать
скопление живой силы и техники пр-ка и тем самым оказать помощь наземным
войскам в отражении вражеской контратаки.
Группа в составе 12 Ил-2 держала цель под ударом 15
мин., нанеся при этом большие потери пр-ку в живой силе и технике.
За отличное выполнение задания майор Галигузов был
отмечен в приказе командующего 15 ВА.
27.2.45 г. группа в составе 13 самолетов Ил-2 под
командованием майора галигузова вылетела на бомбометание и штурмовку
арт.мин.позиций и скоплению живой силы и техники пр-ка. Подходя к цели,
группа была обстреляна интенсивным огнем ЗА пр-ка.
Майор Галигузов смело повел группу на цель, сделав за
три захода до 10 атак уничтожил 3 орудия, 2 миномета, более двух отделений
солдат пр-ка, взорвал склад с боеприпасами и создал три больших очага
пожара. Группа пришла на свой аэродром без потерь.
Находясь на должности командира АЭ с апреля по сентябрь
месяц 1944 г., благодаря настойчивости и кропотливой воспитательной работе
среди личного состава, высокой требовательности и командирской заботе о
подчиненных, добился того, что АЭ заняла первое место по боевой работе.
В январе 1945 г. майор Галигузов был назначен на
должность штурмана полка, а уже в феврале месяце добился того, что полк имел
94% сфотографированных результатов бомбометания, из них эффективных 89%. За
время пребывания в должности штурмана полка не было случае потери
ориентировки летным составом и невыхода групп на цель. Проводит
систематические занятия с летным составом по штурманской службе. Всего
провел 172 часа занятий. Ввел в бой 15 молодых летчиков.
Являясь членом партбюро и членом парткомиссии дивизии,
ведет большую воспитательную работу среди личного состава полка по
укреплению воинской дисциплины и выполнению приказов Верховного
Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов.Сталина по окончательному
разгрому гитлеровской Германии.
За отличное выполнение боевых заданий и проявленный при
этом героизм – достоин высшей правительственной награды, присвоения звания
Герой Советского Союза.
Командир 955 штурмового авиационного Рижского полка
гвардии подполковник Симонов.
8 мая 1945 года».
Представление было поддержано не только командиром
дивизии, но и командующим 15-й воздушной армией, а также Членом Военного
Совета и командующим войсками Ленинградского фронта. Однако, дойдя до штаба
ВВС Красной Армии, движение представления к званию Героя остановилось… Лишь
2 декабря 1945 года представление было реализовано: командующий ВВС КА
приказом № 095/н наградил майора Галигузова Д.П. третьим орденом Красного
Знамени (№ 243092).
К этому времени Д. П. Галигузов уже обучался в
Полтавской высшей офицерской школе штурмовиков, в которую был направлен еще
в мае 1945 года. После окончания школы в июле 1946 года он был назначен на
должность штурмана 166-го гвардейского штурмового авиаполка 10-й гвардейской
авиадивизии, однако уже через месяц по состоянию здоровья был уволен в
запас.
После увольнения работал директором опытного поля в
одном из колхозов родного Поныровского района Курской области. Через
некоторое время перебрался с семьей в Киев, где до глубокой старости
проработал в одном из местных военкоматов. Умер Дмитрий Павлович Галигузов в
1998 году.
Он вырастил двух дочерей и сына, который пошел по
стопам отца, окончив Кировоградское военное авиационное училище летчиков.
Летал на военных самолетах, а впоследствии переучился на гражданские типы
самолетов. Пролетал до пенсии, а, уволившись, работал диспетчером в Курском
аэропорту. Умер в апреле 2008 года.
Майор Галигузов Д.П. – кавалер трех орденов Красного
Знамени, ордена Александра Невского и ордена Отечественной войны I степени. Он был награжден также несколькими
медалями.
Источники:
Наградные листы, учетная карточка награжденного, учетно-послужная карта
офицера.
|