ГЕОНДЖИАН ГЕОРГИЙ ГАИЧ майор Родился 1 мая 1918 года в Москве в семье врача. В 1936 году окончил среднюю школу и поступил на учебу в Московский энергетический институт, который окончил в 1941 году по специальности инженера-электрика. В июле 1941 года был призван в армию и направлен на курсы командного состава при Московской военно-инженерной академии. По окончании курсов, в октябре 1941 года получил назначение в отряд заграждения канала "Москва-Волга" на должность инструктора по минированию мостов и других сооружений. С началом контрнаступления наших войск производил разминирование минных полей, установленных противником на территории Московской области. В 1942 году был назначен заместителем командира 1593-го отдельного саперного батальона, осуществлявшего прикрытие войск 64-й армии, отступавших к Сталинграду. В ходе отступления батальону пришлось вести бои с противником в окружении, однако личный состав сумел не только выстоять, но и задержать продвижение противника в течение суток, дав возможность некоторым частям армии закрепиться на оборонительном рубеже Сталинграда. В сентябре 1942 года на базе 1593-го отдельного саперного батальона был сформирован 214-й батальон инженерных заграждений 43-й отдельной инженерной бригады специального назначения. В составе этой бригады Г.Геонджиан занимал ряд должностей, став участником боев за Сталинград, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Донецк и другие города юга Украины. В начале 1944 года на маленькой станции Истра Московской области, в пионерских лагерях, начала свое формирование 21-я моторизованная штурмовая инженерно-саперная бригада. Командиром одного из ее мотоштурмовых инженерно-саперных батальонов был назначен капитан Геонджиан Г.Г. Днем и ночью готовились бойцы и командиры к предстоящим боям. И вот в один из летних дней бригада получила Боевое Знамя, а ее воины дали клятву на верность Родине. К началу октября 1944 года бригада была переброшена на 1-й Прибалтийский фронт, где в составе 4-й ударной армии участвовала в наступательных операциях по освобождению населенных пунктов Прибалтики. Там, где нужно было прорвать оборону немецких войск, на танки сажали десант из штурмовиков, одетых в стальные шлемы и каски. Там, где нужно было проделать в минных полях проходы для пехоты и танков, днем и ночью работали с миноискателем и щупами в руках саперы. Где предполагалось наступление немцев, бойцы за одну ночь зарывали в землю тысячи мин. А где ожидалась переправа через реку, там уже готовы навести понтонные мосты понтонеры. После разгрома группировки противника, прижатой к морю в ходе Мемельской операции, 28 января 1945 года бригада участвовала в овладении Мемелем (Клайпедой), а затем еще и в его разминировании. За заслуги, проявленные личным составом в ходе этих боев, бригада была удостоена почетного наименования Клайпедской. Казалось, что там, в районе Клайпеды, и закончилась война… … Однако, к августу 1945 года батальон майора Геонджиана находился уже в 10 тысячах километрах от Прибалтики – бригада была переброшена на Дальний Восток, где вошла в состав войск 2-го Дальневосточного фронта и сосредоточилась на левом берегу Амура, в селе Новое Ленинского района Амурской области. С началом наступательных действий, батальон Геонджиана в составе бригады входил в ударную группировку фронта, обеспечивал форсирование нашими войсками Амура и Сунгари, наступал на Харбин, поддерживая боевые действия стрелковых соединений. Гнали штурмовики японцев по китайской земле до города Сан-Син. 3 сентября, день Победы над Японией, отмечали в городе Цзямусы. Пришел мир и на Дальний Восток. За умелое руководство мотоштурмовым инженерно-саперным батальоном и проявленные при этом мужество и отвагу в ходе боев с японцами в Манчжурии майор Геонджиан Г.Г. был представлен к ордену. Излагая заслуги офицера, командир бригады писал: «Майор Геонджиан Г.Г., командуя мотоштурмовым инженерно-саперным батальоном, умело обеспечивал боевые действия 34-й стрелковой дивизии. В районах Амурзет, Екатерино, Никольское, Хаолиган батальон своими смелыми действиями под огнем противника устанавливал переправы через реки на пути продвижения дивизии, производил разминирование дорог, обеспечивал устройство водозаборов. Несмотря на распутицу и высокий паводок, майор Геонджиан Г.Г. с руководимым им батальоном обеспечил пути продвижения дивизии, чем способствовал выполнению ею боевой задачи. Постоянно находился в боевых порядках подразделений батальона, своим личным примером воодушевлял бойцов батальона на выполнение боевых задач. Будучи дважды контужен, а также ранен отказался от эвакуации в госпиталь и продолжал выполнять поставленную батальону боевую задачу. Переправы, установленные батальоном, всегда, в том числе и под огнем противника, надежно функционировали, обеспечивая действия войск дивизии». За указанные в представлении заслуги, приказом командующего войсками 15-й армии № 03/н от 28 августа 1945 года, майор Геонджиан Г.Г. был награжден орденом Александра Невского № 37963. По окончании войны с Японией, в течение двух лет Георгий Гаич продолжал службу в армии. В декабре 1945 года бригада была переформирована в 82-ю инженерно-саперную бригаду и входила в состав войск Дальневосточного военного округа до апреля 1947 года, после чего была расформирована. Одновременно с расформированием бригады был демобилизован и майор Геонджиан. В мирной жизни он сразу же приступил к научной работе по полученной до войны специальности. Работал в научно-исследовательском институте прикладной механики, стал кандидатом технических наук, лауреатом Государственной премии, автором ряда работ в области космического машиностроения. Майор Геонджиан Г.Г. - кавалер орденов Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Он награжден также несколькими медалями. Источники: 1. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 687572, дело 346, лист 74. 2.«Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. |