ПОХЛЕБАЕВ ИВАН ГРИГОРЬЕВИЧ

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

полковник

Герой Советского Союза, кавалер ордена Александра Невского полковник в отставке Похлебаев И.Г.

Родился 28 марта 1917 года в деревне Подолянь Малоархангельского (в настоящее время в границах Глазуновского) района Орловской области в крестьянской семье. В 1930 году переехал на постоянное место жительства в город Подольск Московской области.

После окончания 7 классов поступил в школу фабрично-заводского ученичества завода имени Орджоникидзе. Получив специальность слесаря, работал в сборочном цехе того же завода.

В 1938 году был призван на службу в ряды РККА. В январе 1940 года окончил Ульяновскую авиационную школу пилотов и был оставлен в ней для дальнейшего прохождения службы в должности летчика-инструктора.

Участие в Великой Отечественной войне принимал с 4 сентября 1942 года. Воевал в небе над Северным Кавказом и Кубанью в должности пилота 750-го смешанного авиационного полка. Основной задачей старшего сержанта Похлебаева являлась разведка дислокации войск противника в интересах командования 9-й армии и штурмовка его боевых порядков. Наземное командование, получая полные и достоверные сведения после вылетов авиаразведчиков, в том числе и Похлебаева, имело возможность вскрывать замыслы противника и опережать его в действиях.

Боевые задания приходилось выполнять на низкой высоте, под постоянным вражеским огнем с земли, поэтому каждый вылет нес в себе опасность для жизни. Конечно же не все вылеты проходили гладко. Так, при штурмовке огневых позиций противника 5 февраля 1943 года, самолет Похлебаева в результате обстрела зенитными пулеметами получил пробоину маслобака. Грамотно используя мотор, при отсутствии масла в баке, Похлебаев привел машину на свой аэродром, не делая вынужденной посадки, и сохранил тем самым боевой самолет. А вылет 11 марта 1943 года чуть было не закончился трагически - в воздушном бою самолет Похлебаева был подбит, а сам он получил ожоги рук и лица.

К 1 марта 1943 года Похлебаев выполнил 18 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника на самолете И-16. В результате штурмовых действий им было уничтожено до 15 лошадей, 1 автомашина, 18 солдат и офицеров противника. Кроме того, на счет Похлебаева была записана и первая воздушная победа - сбитый в групповом воздушном бою бомбардировщик Ю-52. Еще через полтора месяца на боевом счету Похлебаева значились уже 39 боевых вылетов.

За образцовое выполнение боевых заданий командования по авиаразведке войск противника и штурмовке его живой силы старший сержант Похлебаев И.Г. был удостоен первой боевой награды – командующий 4-й воздушной армией приказом № 019/н от 14 марта 1943 года наградил его орденом Красной Звезды.

В середине марта 1943 года 750-й смешанный авиаполк был расформирован. Опытный летчик не остался без дела - его боевая работа продолжилась в 84-м "А" истребительном авиаполку, который уже в июне 1943 года получил гвардейское звание и был переименован в 101-й гвардейский истребительный авиационный полк. Некоторое время Похлебаев воевал на Кубани бок о бок в составе одной дивизии с легендарным Покрышкиным.

С июля по октябрь 1943 года полк находился на переформировании в Вазиани, получал новую материальную часть и молодое пополнение летчиков, переучивался на "Аэрокобры". Все эскадрильи  были укомплектован до полной штатной численности летным составом, однако командование, понимая, что в предстоящих боях потери летчиков будут неизбежны и эти потери необходимо будет тут же восполнять, разрешило полку содержать еще одну, запасную эскадрилью сверхштатно.

С октября 1943 года полк в составе 329-й истребительной авиадивизии действовал в операциях по освобождению Кубани и Крыма. К этому времени гвардии лейтенант Похлебаев уже состоял в должности заместителя командира авиаэскадрильи. К февралю 1944 года в воздушных боях за Крым он выполнил 50 боевых вылетов, в которых лично сбил 5 самолетов противника. За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях за Крым, Похлебаев был удостоен второй боевой награды - командующий 4-й воздушной армией приказом № 06/н от 16 февраля 1944 года наградил его орденом Красного Знамени (представлялся к ордену Александра Невского). Через некоторое время ему было присвоено и очередное воинское звание.

Однако наиболее полно и подробно заслуги гвардии старшего лейтенанта Похлебаева в ходе освобождения Крыма изложены в двух представлениях к наградам, раскрывающих как личные заслуги советского аса, так и его командирское умение вести за собой подчиненных. Так, в представлении к высшему знаку отличия государства – званию Героя Советского Союза, командир полка отмечал следующее:

«Гвардии старший лейтенант Похлебаев участвует на фронте Отечественной войны с 4.9.42 г. Всего произвел 138 боевых успешных вылетов на самолетах: И-16 – 39, Аэрокобра – 99. Из них: на штурмовку войск, аэродромов и техники противника – 10, участвовал в 42 воздушных боях, в которых лично сбил 18 самолетов противника: Ме-109 – 5, Ю-87 – 1, ФВ-190 – 12.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в Отечественной войне, в период с 4.9.42 г. по 24.4.43 г. произвел 39 боевых вылетов на самолете И-16, за что награжден орденом Красной Звезды.

В боях за Крым на самолете Аэрокобра с 20.11.43 года по 28.1.44 года произвел 49 успешных боевых вылетов, участвовал в 13 воздушных боях, в которых лично сбил 6 самолетов противника, из них: Ю-87 – 1, Ме-109 – 1, ФВ-190 – 4, за что награжден орденом Красного Знамени. ( ! прим. - представлялся за 50 боевых вылетов и 5 сбитых самолетов).

После представления к последней правительственной награде, т.е. с 1.2.44 года по 26.4.44 года на самолете Аэрокобра произвел 50 успешных боевых вылетов, участвовал в 29 воздушных боях, в которых лично сбил 12 самолетов противника, из них: Ме-109 – 4, ФВ-190 – 8.

9.1.44 г., прикрывая плавсредства в Керченском проливе, две Аэрокобры встретили 4 Ме-109. В завязавшемся воздушном бою Похлебаев лично сбил один Ме-109, который упал в районе южнее Керчь. Подтверждает 1344 полк ПВО.

25.1.44 г. в 16.00, прикрывая свои войска в районе Керчь, группа в составе 4-х самолетов Аэрокобра, возглавляемая Похлебаевым, встретила 10 Ю-87, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. 4 Аэрокобры решительным ударом опрокинули противника. В этом бою Похлебаев лично сбил один Ю-87. Самолет упал в Катерлез. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.

В 16.05 два ФВ-190 вошли в пикирование по нашим войскам восточнее Булганак. В это время группа Похлебаева зашла им в хвост и в момент выхода ФВ-190 из пикирования Похлебаев в упор расстрелял одного ФВ-190, который упал в районе ж.д. западнее Керчь. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.

28.1.44 года, прикрывая четверкой свои войска в районе Керчь, 4 ФВ-190 пытались уйти на запад бреющим полетом. Похлебаев пикированием снизился с 3000 м, настиг фашистских стервятников и меткой очередью расстрелял один ФВ-190, который врезался в землю в районе Катерлез. Продолжая преследовать врага, Похлебаев догнал второго, который после 2-х атак загорелся и развалился в воздухе.

Во втором вылете группа Похлебаева встретила два ФВ-190, которые после сбрасывания бомб пытались уйти бреющим полетом в западном направлении. Одному ФВ-190 удалось уйти за линию, но Похлебаев решил: «Не уйдешь!» и, презирая опасность сильного зенитного огня противника, на высоте 200 м догнал его за линией фронта и в упор расстрелял ФВ-190, который упал южнее ст.Ташлыяр.

Этот бой происходил на глазах наших войск, которые восхищались отличной работой сталинских соколов. Командующий Отдельной Приморской армией и командующий 4 воздушной армией наблюдали лично за этим боем и прислали т. Похлебаеву поздравительную телеграмму. В этот день в 2-х воздушных боях гвардии старший лейтенант Похлебаев сбил 3 самолета противника типа ФВ-190, из них: падение 2-х самолетов подтверждает станция наведения и падение 3-го подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.Герой Советского Союза, кавалер ордена Александра Невского гвардии капитан Похлебаев И.Г.

5.2.44 года, при выполнении задания по разведке в районе Керчь двумя самолетами Аэрокобра, были атакованы двумя Ме-109. Похлебаев на пикировании догнал одного Ме-109 и с короткой дистанции сбил его. Самолет упал в районе восточнее Багерово. Подтверждает станция наведения.

6.2.44 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, группа Похлебаева встретила 2 Ме-109 и в завязавшемся с ними воздушном бою Похлебаев сбил один Ме-109. Последний упал в районе Александровка. Подтверждает станция наведения.

7.2.44 г., прикрывая свои войска в районе Керчь, в составе 4-х Аэрокобр Похлебаев, находясь на высоте 3500 м, заметил, что на высоте 1500 м находится ФВ-190. Похлебаев с пикированием начал догонять ФВ-190, который, заметив группу Похлебаева, начал уходить со снижением на юго-запад.  Похлебаев, догнав ФВ-190, с дистанции 50-30 м сбил его, который упал в районе Александровка. Подтверждает станция наведения.

8.2.44 г. 4 самолета Аэрокобра, ведомые Похлебаевым, вели воздушный бой с 6 ФВ-190 в 4-х км южнее Мама Русская. Догнав противника на бреющем полете, Похлебаев сбил одного ФВ-190, который упал в районе Мама Русская. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младший лейтенант Чуприн.

В этот же день в другом вылете Похлебаев, будучи ведущим, встретил 4 ФВ-190, которые, заметив группу Похлебаева, с левым разворотом, снижаясь, начали уходить на запад. Похлебаев, зайдя в хвост одному ФВ-190, с дистанции 50-30 м расстрелял его. Самолет противника упал восточнее высоты 106,8. Подтверждает станция наведения.

13.2.44 года, ведя воздушную разведку 2 самолетами Аэрокобра в районе ж.д. Владиславовка, будучи ведущим, Похлебаев встретил 4 ФВ-190, которые шли на перехват пары Похлебаева. Похлебаев развернулся в западном направлении, догнал одного ФВ-190 и с короткой дистанции сбил его, который упал в 3-х км восточнее Шубино-Байгоджа. Подтверждает: гвардии лейтенант Иванов.

14.2.44 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, будучи ведущим 4 самолетов Аэрокобра, заметил 2 Ме-109, которые шли курсом на запад. Похлебаев сверху сзади атаковал одного Ме-109, который, пытаясь выйти из-под удара, подставил свой «живот». Похлебаев в это время в упор расстрелял Ме-109, последний упал в районе Чурбаш. Подтверждают: летчики гвардии лейтенант Иванов, гвардии младшие лейтенанты Степанов, Дементеев.

15.2.44 года, прикрывая свои войска в районе Керчь, будучи ведущим 4-х самолетов Аэрокобра, встретил 4 Ме-109, которые пытались набрать высоту для атаки на группу Похлебаева. Похлебаев со своим ведомым так же стал набирать высоту, а ведущему второй пары приказал уйти ниже. После того как Похлебаев набрал высоту и ушел в облачность, в окно облачности увидел, что на 2 пару летчика Иванова пикируют два Ме-109. Похлебаев, выйдя из облачности, сверху сзади атаковал один Ме-109 и с дистанции 100-150 м сбил его. Ме-109 упал западнее Керчь. Подтверждает станция наведения.

18.4.44 года при выполнении боевого задания по расчистке воздуха в районе Севастополь, 6-я Верста, Новые Шули, Похлебаев заметил одного ФВ-190, который пытался снизу с 1000-1500 м зайти в хвост паре летчика Степанова. Похлебаев, будучи выше противника на 800 м, атаковал ФВ-190 сзади и сверху под ракурсом ¼ и с дистанции 30-40 м сбил одного ФВ-190, который упал на аэродром северо-западнее 6-й Версты. Подтверждают: летчики гвардии младшие лейтенанты Чуприн, Степанов, Березовик.

В 16.25 в районе Балаклава в воздушном бою Похлебаев, воспользовавшись своим преимуществом в высоте, атаковал второго ФВ-190 и сзади сверху с дистанции от 150-50 м сбил его, самолет упал в море в 3 км южнее мыса Фиолент. Подтверждают: летчики гвардии младшие лейтенанты Дементеев, Березовик.

19.4.44 года в составе 4 самолетов Аэрокобра Похлебаев, будучи ведущим, сопровождающим самолеты Ил-2, на обратном пути следования в районе Севастополь, 6-я Верста, находясь на высоте 1500 м, заметил, что ниже его на 500 м находится ФВ-190. Похлебаев внезапно атаковал его сверху сзади и с дистанции 30-50 м сбил его, который упал в районе Севастополя, высота 44. Подтверждают: летчики гвардии младшие лейтенанты Березовик, Дементеев, Герасимов.

23.4.44 года, прикрывая свои войска в районе восточнее Севастополя, Похлебаев встретил 2 ФВ-190, из которых одного атаковал на высоте 1800 м сверху сзади и, сблизившись с ним до дистанции 50 м, сбил одного ФВ-190. Последний упал в районе Севастополь 6-я Верста. Подтверждает станция наведения.

Гвардии старший лейтенант Похлебаев в воздушных боях показывает образцы смелости, отваги и героизма, первым атакует противника, ищет его и уничтожает.

В короткий промежуток времени, благодаря своей отваге и героизму, лично сбил 18 самолетов противника. В неравных боях всегда выходил победителем.

За отличное выполнение боевого задания, за умелое руководство подчиненными, за проявленный героизм в воздушных боях против немецко-фашистских захватчиков по освобождению Крыма – достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

Командир 101 ГИАП гвардии майор Павликов.

30 апреля 1944 г.

В проведенных 99 боевых вылетах на самолете Аэрокобра провел 42 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолетов противника. Достоин высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза.

Командир 329 истребительной авиационной Керченской дивизии

гвардии подполковник Осипов.

2 мая 1944 г.

Но не только личными заслугами и большим количеством воздушных побед славился гвардии старший лейтенант Похлебаев в своем полку и дивизии. С конца января 1944 года, после гибели в одном из воздушных боев командира 2-й эскадрильи Г. М. Заводчикова, Похлебаеву было приказано исполнять должность командира этой эскадрильи. Официально же в этой должности он был утвержден значительно позднее, уже после окончания освобождения Крыма.

Как командир эскадрильи Похлебаев пользовался заслуженным и неоспоримым авторитетом у молодых летчиков, был признанным асом и высоко ценился вышестоящим командованием. О событиях тех дней конца января – начала февраля 1944 года есть яркие и подробные воспоминания его ведомого – Бориса Степановича Дементеева, в то время летчика эскадрильи, гвардии младшего лейтенанта:

«… из разведывательных данных мы узнали, что на наш фронт пришла группа асов «Удет» с Центрального фронта. Они за этот день сбили одну «кобру» и ЛаГГ-3. На следующий день командиром эскадрильи назначили Похлебаева - опытного летчика и более сообразительного, чем был Заводчиков. Заводчиков стремился вперед, ему хотелось сбить, отличиться. А Похлебаев... Я уже потом, после одного воздушного боя, его спросил: «Командир, почему не атаковал?» - «А я тебя не видел в этот момент». Думаю, это хорошо, если командир эскадрильи не пошел атаковать, потому что не видел своего ведомого. Лучше сегодня сохранить своего ведомого - завтра больше собьем.Герой Советского Союза, кавалер ордена Александра Невского гвардии капитан Похлебаев И.Г. с сослуживцем

Так вот проходит пару дней. Вечером сидим на КП, коптилка горит, все понурые - погибать никому не хочется. Асы орудуют - у нас Заводчикова сбили, в других частях летчиков сбили. А мы кто? Мы же не асы. Иван Григорьевич Похлебаев видит, что все понурые, говорит: «Чего носы повесили? Ну асы! Подумаешь, асы! У нас что, оружия нет?! Посмотрите, какое у нас оружие, мы разве не знаем, как надо их бить? Завтра пойдем и будем их пиз...ть! А сейчас пошли на ужин».

Поужинали. С рассветом вылетаем. На подходе к линии фронта успели набрать тысячи три - она близко, 25 километров. С воздуха видно и свой аэродром, и немецкий. Навстречу идут «фоккера», уже переходят в пикирование, бомбят наши войска. Похлебаев говорит: «Атакуем!» - и в пикирование. Я за ним. Вторая пара осталась наверху, прикрывать атаку. Смотрю, впереди меня «фоккер». Но мне нужно следить за задней полусферой командира эскадрильи. Он одного «фоккера» снимает, я слева. Заметив, что у меня тоже впереди «фоккер», нужно только в прицел его взять, командует: «Бей, я прикрываю». Тогда я все внимание на прицел. Стреляю в этого «фоккера», он в пикирование и уже из него не выходит. С большой перегрузкой вывел самолет над самой землей. Думал, что он не выдержит. В глазах, конечно, темно. Казалось, что голова в желудок провалится. Только набрали 3 тысячи - еще группа «фоккеров» идет. Мы с Похлебаевым еще двоих таким же образом завалили….

… и мы и немцы друг друга прослушивали. Все знали друг друга. Допустим, вызывают четверку Похлебаева на смену звену другой эскадрильи, которое дерется с «мессерами». Только передали, что Похлебаев летит, смотришь, «мессера» - переворот, раз, раз и ушли, бросили этих. Мы ходим, ходим, барражируем, ни черта нет. Только сдаем смену другим летчикам, уходим, тут же откуда-то появляются «мессера». Немцы знали, что звена Похлебаева нужно бояться, а других можно бить - у них меньше организованности…»

Как умел сбивать самолеты врага лично комэск, показывая в этом пример своим подчиненным – уже описано в наградном листе к званию Героя. Но не только за это с огромным уважением относились к Похлебаеву подчиненные. Как наивысшую оценку командиру хотелось бы привести здесь слова Дементеева, сказанные им в своих воспоминаниях: «Он был очень скромный и честный мужик!»

Всего через десять дней после того как Похлебаев за личные воздушные победы был представлен к званию Героя Советского Союза, командир полка подготовил и направил командиру дивизии еще одно представление к награде. В нем он отразил заслуги Похлебаева уже как командира эскадрильи:

«Работая командиром эскадрильи, т.Похлебаев упорно и умело учил своих подчиненных (молодых летчиков) искусству воздушного боя, прививал им свойства храбрости и мужества в бою личным примером. Сам т.Похлебаев в воздушных боях лично сбил 18 самолетов противника. Умелое руководство боевой работой эскадрильи дало возможность того, что летчики его эскадрильи с 20.11.43 года по 8.5.44 года на самолетах Аэрокобра произвели 476 боевых самолетовылетов и в воздушных боях сбили 51 самолет противника, потеряв при этом одного своего летчика.

Все летчики его эскадрильи награждены орденами Советского Союза, а гв. лейтенант Иванов, лично сбивший 21 самолет противника, представлен к званию Героя Советского Союза. Напарник Похлебаева гв. мл. лейтенант Дементеев только за последнее время в борьбе за освобождение Крыма сбил 7 самолетов противника.

Техсостав его АЭ отлично готовит самолеты к боевым вылетам, за что многие из них получили правительственные награды.

Воинская дисциплина и организованность среди личного состава АЭ высокая. Личный состав охвачен боевым наступательным порывом.

Тов. Похлебаев, будучи ведущим группы, неоднократно побеждал превосходившего по численности врага. Например: 15.2.44 г. его группа в 4 самолета за 1 день сбила 10 вражеских самолетов, не имея потерь.

За отвагу и мужество в боях по освобождению Крыма за умелое руководство эскадрильей, сбившей 51 самолет противника, достоин третьей правительственной награды – ордена Александра Невского».

Командир 101 ГИАП гвардии майор Павликов.

10 мая 1944 г.

Через два дня представление было поддержано командиром дивизии, а 14 мая 1944 года приказом № 026/н командующий 8-й воздушной армией наградил гвардии старшего лейтенанта Похлебаева И. Г. орденом Александра Невского № 16623.

А вот движение наградного материала к званию Героя Советского Союза было на время приостановлено в связи с тем, что после освобождения Крыма 329-я истребительная авиационная дивизия, и в ее составе 101-й гвардейский истребительный авиаполк, была отправлена на переформирование, передислоцировавшись в Богодухов, под Харьков.

Командиры эскадрилий вылетели на Кавказ, где в запасных авиаполках планировалось отобрать летчиков для пополнения летного состава полков. В частях дивизии продолжалась боевая учеба, проводились занятия по слетанности пар. С прибытием молодого пополнения боевая учеба потребовала еще большего напряжения сил не только от командиров эскадрилий и, в особенности, их заместителей, но и от опытных летчиков полка – перед ними стояла одна из главных задач: подготовить надежных ведомых, обучить их и психологически подготовить к предстоящим боям.

Все еще находившемуся в штабе дивизии представлению к званию Героя Советского Союза был дан новый ход лишь в ноябре 1944 года, когда дивизия после переформирования вновь вошла в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта. Наградной материал был направлен на утверждение в вышестоящий штаб и получил полную поддержку командующего 4-й воздушной армией и Военного Совета фронта. Прошло еще некоторое время и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками при освобождении Крыма, гвардии старшему лейтенанту Похлебаеву Ивану Григорьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 36479) и медали Золотая Звезда (№ 5406).

С декабря 1944 года основной задачей гвардейцев 101-го ИАП стало сопровождение групп бомбардировщиков и штурмовые действия по аэродромам и крупным целям противника. Среди боевых вылетов полка значатся и вылеты на бомбардировку Данцига и кораблей, стоявших в его бухте. Подвешивая вместо дополнительного топливного бака 250-килограммовую бомбу, истребитель превращался в полубомбардировщика-полуштурмовика, но освободившись от бомбовой нагрузки вновь выполнял предназначенные ему действия.

Число воздушных побед у летного состава полка увеличилось незначительно – противник стал слабее, предпочитал уклоняться от боев. В связи с этим облегчалась и задача по сопровождению бомбардировщиков 132-й авиадивизии, выполнявших боевые вылеты на Данциг, Берлин и другие крупные цели противника.

Многие части и соединения, отличившиеся в Берлинской операции, были отмечены почетными наименованиями, удостоены наград, преобразованы в гвардейские. Среди нескольких таких частей, отличившихся, в частности, в боях при овладении городами Штеттин, Гартц, Пенкун, Казеков и Шведт, приказом Верховного Главнокомандующего 101-му гвардейскому истребительному авиаполку было присвоено почетное наименование Штеттинского.

"После представления к последней правительственной награде, т.е. с 30 апреля 1944 г. по 8.5.45 г., - указывалось в последнем за время войны представлении к боевой награде, - гвардии старший лейтенант Похлебаев на самолете "Аэрокобра" совершил 44 боевых вылета и в воздушном бою сбил один Ме-109, который упал в районе Феодосия, а его эскадрилья за это время произвела 930 боевых вылетов на штурмовку аэродромов, живой силы и техники противника, и на сопровождение бомбардировщиков 132 БАД, не потеряв при этом ни одного экипажа бомбардировщиков и своих экипажей.

В воздушных боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии и Померании летчики эскадрильи сбили 5 самолетов противника, своих потерь нет. Имея богатый боевой опыт, гв. старший лейтенант Похлебаев приобщил им весь подчиненный ему личный состав и в результате вырастил лучших летчиков, таких как Герой Советского Союза гв. лейтенант Иванов, сбивший 21 самолет противника, гв. лейтенант Дементеев, сбивший 11 самолетов, лейтенант Степанов и др."

За образцовое выполнение боевых заданий и умелое руководство эскадрильей, которая под его командованием совершила 930 боевых вылетов и сбила 53 самолета противника, гвардии старший лейтенант Похлебаев И.Г. был удостоен второго ордена Красного Знамени. На личном боевом счету офицера ко времени окончания войны значились 19 одержанных личных воздушных побед и еще одна - в групповом воздушном бою.

После окончания войны капитан Похлебаев продолжал службу в военно-воздушных силах. Командовал эскадрильей в 925-м истребительном авиаполку ВВС Черноморского флота. В 1954 году окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования командного состава авиации военно-морских сил, командовал 87-м гвардейским истребительным авиационным полком в составе 137-й истребительной авиационной Ропшинской Краснознаменной, ордена Ушакова дивизии Краснознаменного Балтийского флота. В 1956 году стал заместителем командира этой дивизии по летной подготовке.

Им были успешно освоены многие типы самолетов, включая реактивный МиГ-15 бис, и пилотирование в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Совершенствуя свою летную подготовку, Похлебаев добился прекрасных результатов - летал, как указывалось командованием, "много, грамотно, смело и уверенно", проявляя инициативу и находчивость, показывая отличную технику пилотирования и элементы боевого применения самолета. За уверенное овладение полетами в сложных метеорологических условиях днем и ночью подполковник Похлебаев еще дважды, уже в мирное время - в 1955 и 1956 годах - был удостоен государственных наград: орденов Красной Звезды и Красного Знамени.

В январе 1958 года полковник Похлебаев был уволен в запас. Жил в городе Подольске Московской области. С 1959 по 1964 годы трудился мастером производственного обучения в ГПТУ-27, а с 1964 по 1988 годы - слесарем вакуумной лаборатории отдела неразрушающих методов контроля на заводе инструментального оборудования ЗИО.

22 февраля 2000 года Иван Григорьевич Похлебаев скончался и был похоронен в городе Подольске.

В год торжественного празднования 60-летия освобождения Глазуновского района Орловской области от немецко-фашистских захватчиков (2003 год), в районном центре был открыт памятник уроженцу района - Герою Советского Союза, летчику-истребителю Ивану Григорьевичу Похлебаеву.

Герой Советского Союза полковник Похлебаев И.Г. - кавалер ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, трех орденов Красной Звезды. Он был награжден также многими медалями, среди которых "За боевые заслуги", "За оборону Кавказа" и другие.

 

Источники:

1. Наградные листы, учетная карточка награжденного, учетно-послужная карта офицера.

2.  Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. В 2-х томах. М.: Военное издательство, 1988.

3. А. Драбкин. «Я дрался с асами люфтваффе». На смену павшим. 1943–1945. — М.: Яуза, Эксмо, 2006.

 

Hosted by uCoz