МИРОНОВ АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

полковник

Герой Советского Союза капитан Миронов А.И.Родился 7 сентября 1921 года в селе Хрущево Ленинского района Тульской области. Окончил 8 классов школы фабрично-заводского училища при 314-м тульском оружейном заводе, и с октября 1938 года там же начал трудовую деятельность токарем-инструментальщиком. В декабре 1940 года был призван на службу в армию и направлен для обучения в Таганрогскую авиационную школу пилотов, где его и застало известие о начале войны. Окончив в декабре 1941 года школу по ускоренному курсу, был оставлен в школе служить в должности пилота-инструктора, а впоследствии в этой же должности обучал азам пилотирования курсантов Омской авиашколы.

В действующую армию А.И.Миронов попал в январе 1943 года, когда был назначен пилотом штурмовика Ил-2 в 826-й штурмовой авиационный полк 291-й штурмовой авиационной дивизии, действовавшей в составе 2-й воздушной армии на Воронежском фронте. Именно там совершил летчик свои первые боевые вылеты на штурмовку наземных войск противника. Уже 20 апреля 1943 года приказом командующего 2-й воздушной армией № 020/н он награждается первой боевой наградой - орденом Красного Знамени (№ 52721).

В августе 1943 года Миронов назначается командиром звена, а в ноябре того же года – заместителем командира эскадрильи. Полк к тому времени уже входит в состав 211-й штурмовой авиадивизии 3-й воздушной армии. Ему доверяется вождение на штурмовку противника групп самолетов. Не только десятки уничтоженных единиц техники записываются на счет эскадрильи, но и сбитые самолеты противника. Заслуги А.И.Миронова в прорыве немецкой обороны юго-восточнее города Невель и овладении городом Невель отмечаются командованием орденом Отечественной войны I степени (№ 10513), которым его награждает командующий 3-й воздушной армией приказом № 0268/н от 17 октября 1943 года. Кроме того, приказом Верховного Главнокомандующего от 7 октября 1943 года всему участвовавшему в этих событиях личному составу, в том числе и А.И.Миронову, была объявлена благодарность, а дивизии присвоено почетное наименование Невельской.

До конца 1943 года летчики армии штурмовыми ударами обеспечивали проведение наземными войсками 1-го Прибалтийского фронта Невельско-Городокской наступательной операции. В результате проведенных операций были освобождены Смоленская область и северо-восточные районы Белоруссии.

Однако победы не были сплошной беспрерывной полосой. Семь раз за всю войну Миронова сбивали над территорией, занятой противником. Несколько раз удавалось дотянуть до своих, но трижды горящая машина падала и на вражескую территорию. Вот как вспоминает о первом таком случае сам А.И.Миронов:

«Зимой 1943 года в районе Касторное отступала на запад немецкая автоколонна. Я повел шестерку «Ил-2» на ее штурм. Вся наша шестерка обрушила на врага смертоносный огонь из пушек и пулеметов. На земле стоял ад кромешный: взрывались цистерны, горели машины, брошенные тягачи с орудиями блокировали дорогу. Немецкие солдаты бросились в кюветы и стали вести ответный огонь.

На очередном заходе мой самолет вдруг вздрогнул, из двигателя вырвалось пламя, перебросившееся потом на крылья. К счастью, управление не было повреждено. Я вышел из боя, посадив горящий самолет на брюхо в поле. Едва мы со стрелком выбрались из кабины и отбежали, машина взорвалась.

Когда стемнело, мы пошли на восток, ориентируясь по компасу и карте. В ближайшей деревне в сарае крайнего дома устроились на ночлег. Утром девочка и мальчик, открыв дверь сарая, увидели незнакомых людей в черных комбинезонах. Приняв нас за немцев, дети убежали и вернулись с дедом, который сразу признал своих и позвал в хату.

Добродушный старик и его жена накормили нас, помогли привести себя в порядок и сообщили, что немцы покинули деревню лишь за день до нашего появления. На прощание дед обнял нас обоих, пожелав скорой победы и пригласив в гости после нее.

Перебравшись через передний край вражеской обороны, я с товарищем лишь на десятый день добрался до своего полка. Здесь нас уже считали погибшими: вернувшиеся из боя летчики доложили, что видели мой самолет горящим и слышали взрыв, командование полка даже успело послать «похоронки» родственникам обоих, но вслед за ними немедленно пошли письма с извинениями».

В начале декабря 1943 года полк вошел в состав только что сформированной 335-й штурмовой авиационной дивизии, находящейся в резерве командующего фронтом. Летчики полка получают отдых, изредка вылетая для выполнения разведывательных заданий, а с апреля 1944 года дивизия обеспечивает боевые действия 1-го танкового корпуса в ходе Витебско-Полоцкой операции.

В июне 1944 года соединение включается в состав 3-й воздушной армии и с началом Белорусской стратегической наступательной операции вводится в бой. Активные боевые действия штурмовиков способствовали прорыву обороны противника и успешному продвижению наших войск. В ходе одного из многих боевых вылетов самолет А.И.Миронова был сбит и летчик во второй раз оказался на территории, занятой противником.

«Я, будучи заместителем командира эскадрильи, - вспоминает А.И.Миронов, - получил приказ уничтожить врага в районе населенного пункта Бешенковичи у Западной Двины. Точечные удары группы штурмовиков «Ил-2», состоящей из шести машин, по вражеским танкам и орудиям успешно достигали цели, но не дремали и немецкие зенитки. На очередном заходе, прорвавшись сквозь их огонь, я подавил одну из зенитных батарей.

Но последовавший затем ответный удар вывел из строя мотор самолета. За несколько секунд я успел протянуть горящий самолет на несколько километров от места боя и посадить его на лесную просеку.

Выбравшись из кабины, мы со стрелком Никаноровым направились на север. Немцы организовали преследование, и двое из них настигли нас. Завязалась перестрелка; один из фашистов выстрелил в меня, но, к счастью, промахнулся, мы же были точны. На звуки выстрелов прибежали другие немецкие солдаты, нам пришлось разойтись. Двигаясь в чащу леса, я наткнулся на огромную поваленную сосну, с густыми ветвями. Забравшись под нее, я замаскировался мхом и травой. Очень хотелось спать, но послышались приближающиеся немецкие голоса. Солдаты, сев на ствол сосны, закурили и начали о чем-то беседовать. Затаив дыхание, я все крепче сжимал рукоятку пистолета. Покурив, немцы встали и двинулись дальше. Пока все обошлось.

Переждав, я выбрался из укрытия и двинулся дальше. Выйдя к берегу Западной Двины, я не решился сразу переправляться, залез на дерево и стал дожидаться рассвета.

Поутру я заметил на противоположном берегу людей. Они спустили на воду надувные лодки и двинулись в мою сторону. «Немцы»,- крутилось в голове, но вдруг один из них упомянул мать нелестным словом. «Свои !!!»,- осенило меня. К вечеру я уже добрался до своего полка, где к огромной радости встретил Никанорова».

Этот случай среди нескольких других боевых эпизодов был отражен командованием полка при представлении капитана Миронова к награждению очередным орденом. Из наградного листа:

«Над целью дерзок и бесстрашен. Штурмуя цель, делает до 10 атак. В зоне зенитного огня умело маневрирует. В воздухе показывает чудеса мужества и отваги. Провел 20 успешных боевых вылетов.

23 октября 1943 года группой в составе четырех самолетов Ил-2 был ведущим. Пробив стену сильного зенитного огня, произвел шесть атак на эшелоны с военной техникой на станции Веречье. В результате налета было уничтожено два эшелона с военными грузами и вагоны с горючим.

26 июня 1944 года при штурмовке автоколонны противника самолет Миронова А.И. был подбит зенитной артиллерией и упал в расположение немецких войск. Капитан Миронов А.И совместно с воздушным стрелком сумел избежать плена и добрался до своей части. На следующий день он повел группу самолетов на штурмовку отступающего противника».

За бесстрашие и мужество, смелые и решительные действия в воздухе и нанесение противнику значительных потерь в живой силе и технике, приказом командующего 3-й воздушной армией № 0213/н от 5 июля 1944 года заместитель командира авиаэскадрильи 826-го штурмового авиационного полка 335-й штурмовой авиационной дивизии капитан Миронов А.И. был награжден орденом Александра Невского № 11538.

Мужество и героизм, проявленные летчиками 335-й штурмовой авиадивизии так же были отмечены по достоинству. Приказом Верховного Главнокомандующего от 7 июля 1944 года дивизии было присвоено почетное наименование Витебской, а еще через несколько дней Указом Президиума Верховного Совета СССР соединение было награждено орденом Красного Знамени.

В сентябре и октябре 1944 года части дивизии вели активные боевые действия в ходе наступления советских войск в Литве на мемельском и либавском направлениях,  способствуя прорыву обороны противника и разгрому его группировок. За образцовое выполнение задания командования и проявленные при этом доблесть и мужество,  Указом ПВС СССР орденом Суворова II степени была награждена и 335-я штурмовая авиадивизия. В числе отличившихся летчиков соединения, награжденных командующим 3-й воздушной армией за участие в этих боях, был и капитан Миронов А.И. Приказом № 0359/н от 17 сентября 1944 года он был награжден орденом Красного Знамени (№ 163432).

А уже на следующий день Миронов вновь оказался на занятой врагом территории. Случилось это так …

«Мы тогда освобождали Прибалтику, враг отчаянно огрызался, бросал в контратаки новые и новые части из резерва, - рассказывает А.И.Миронов.

У города Добеле, что юго-западнее Риги, было сосредоточенно большое количество техники противника. Ведомая мною шестерка штурмовиков помчалась в поднебесье. Вскоре я заметил на опушке леса вражеские машины и повел на них товарищей. Атака в три захода нанесла врагу серьезный урон: горели танки, самоходки, взрывались автомашины.

Решив сделать четвертый заход, чтобы сфотографировать плоды наших трудов, я почувствовал, как самолет сильно тряхнуло, он потерял устойчивость, из бензобака вырвалось пламя…

Первая мысль - дотянуть до своих! Во что бы то ни стало - дотянуть!

Приказав остальным членам группы возвращаться в полк, мы с уже известным Никаноровым покинули горящую машину. Спускаясь на парашюте, я попал под пулеметный огонь немцев, но мне все-таки удалось благополучно приземлиться в лесу. Углубившись в него, я услышал лай собак: нас искали. После взрыва самолета лай прекратился: немцы сочли, что экипаж погиб.

Больше суток я шел лесом к своим, ориентируясь по карте и компасу, пока не встретил четверых самоходчиков с двумя подбитыми машинами, оставшихся после боя в тылу противника. Совместно выработали план действий, и мне как старшему по званию пришлось вести танкистов дальше.

Ползли, лавируя между вражескими окопами, скоплениями вражеской техники. Я всегда держал пистолет наготове.

Ночью вышли к передовой, встретивший нас командир стрелковой роты с удивлением спросил:

- Как вы сумели пройти по минному полю? Ведь могли же подорваться!

- Мы просто не знали об этом. Наше счастье, что удачно прошли, - ответил я.

И как только прошли! Сами после дивились.

Пехотинцы рассказали, что мин там было больше, чем картошек в поле».

К сентябрю 1944 года Миронов А.И. совершил уже 97 боевых вылетов, из них 89 в качестве ведущего групп самолётов. Бомбоштурмовыми ударами он нанёс врагу значительный урон в живой силе и технике, за что командованием был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР состоялся 23 февраля 1945 года. За мужество и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецкими захватчиками, заместителю командира авиаэскадрильи 826-го штурмового авиационного полка 335-й штурмовой авиадивизии капитану Миронову А.И. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4172).Герой Советского Союза полковник в отставке Миронов А.И.

Тогда же, в феврале 1945 года, его назначили командиром авиационной эскадрильи, во главе которой он принимал участие в боях по уничтожению восточно-прусской группировки противника, за что был удостоен еще одной благодарности Верховного Главнокомандующего. Авиаэскадрильей под командованием Миронова было уничтожено 63 танка, 300 автомашин, 400 повозок, 120 орудий, взорвано 5 железнодорожных эшелонов, 6 складов с боеприпасами и горючим, 1300 метров железнодорожного полотна, 2 моста, подавлено 90 огневых точек, уничтожено 1500 человек живой силы противника, 9 самолетов. Лично А.И.Миронов к моменту окончания войны выполнил 145 боевых вылетов на штурмовку войск противника. 6 мая 1945 года командующий 3-й воздушной армией приказом № 0291/н наградил его третьим орденом Красного Знамени (№ 42072).

После окончания войны А.И.Миронов продолжал службу в армии. В 1949 окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, а в 1952 году - Военно-воздушную Академию. Служил на различных командных и штабных должностях. В феврале 1973 года в воинском звании «полковник» был уволен в запас. После увольнения работал в конструкторском бюро завода в городе Красногорске Московской области.

25 августа 2005 года решением Совета депутатов Красногорского района Московской области № 547/8 Александру Ивановичу Миронову было присвоено звание "Почетный гражданин Красногорского района" с вручением Удостоверения, Ленты и соответствующего Знака.

Полковник Миронов А.И. – кавалер ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, двух орденов Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды. Он награжден так же многими медалями.

фотографию кавалера времен Великой Отечественной войны предоставил Александр Редчиц

Источники:

1. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 690155, дело 3321, лист 46.

2. «Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. – стр. 342-343;

3. Сборник "От солдата до генерала: Воспоминания о войне". Том 5. М.: Изд-во "Алгоритм", 2005. - стр. 383-389.

4. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениздат, 1988г.

5. Библиотечка журнала "Орденская книжка". Герои Советского Союза. Справочник: Даты. Номера. Указы. Сост.: Н.Ефимов. И.Пак.

Hosted by uCoz