КОБЗЕВ СТЕПАН ПЕТРОВИЧ

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

подполковник

Кобзев С.П.Родился 5 февраля 1915 года в селе Дегтевое Задонского района Липецкой области. После окончания 7 классов и школы ФЗУ в г. Шахты Ростовской области работал электрослесарем на шахте, окончил городской аэроклуб.

В 1936 году был призван на службу в Красную Армию и в том же году окон­чил Качинскую военную авиационную школу пилотов, после чего служил в войсках Ленинградского военного округа, участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940г. К моменту начала Великой Отечественной войны старший лейтенант Кобзев командовал звеном в 65-м штурмовом авиационном полку.

Боевые действия полк начал в первый же день войны, нанося удары по танковым и механизированным колонам противника. С 24 июня 1941 года полк вошел в состав военно-воздушных сил Северного фронта, образованного по решению Ставки на северо-западном направлении советско-германского фронта на базе Управления и войск Ленинградского военного округа. Осенью 1941 года полк был переброшен на свирское направление и придан 7-й отдельной армии Карельского фронта, которая вела тяжелые оборонительные бои в южной Карелии с превосходящими силами противника. Лётчики-штурмовики оказали большую помощь наземным войскам в срыве вражеских наступательных планов. К марту 1942 года в тяжелых боях 65-й штурмовой авиационный полк уничтожил 25 танков, 683 автомашины, 13 самолетов, до 3 полков пехоты врага. За проявленную отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками, стойкость, мужество, героизм и организованность летчиков, техников и авиаспециалистов полк 8 марта 1942 года был преобразован в 17-й гвардейский штурмовой авиационный полк и передан в состав ВВС 26-й общевойсковой армии.

Лично С.П.Кобзеву и летчикам под его командованием неоднократно приходилось выполнять различные задания по штурмовке вражеских аэродромов на кандалакшском и мурманском направлениях, содействуя тем самым защите внешних морских сообщений и обеспечивая безопасность транспортировки грузов по Кировской железной дороге. В силу географических условий и общей военной обстановки на советско-германском фронте северные порты и Кировская железная дорога приобрели важное стратегическое значение. В Мурманск и Архангельск приходили через Атлантику караваны судов наших союзников. Далее грузы переправлялись по железной дороге в различные районы Советского Союза. По этой же коммуникации главным образом шло обеспечение войск Карельского фронта и Северного флота. Так что упорная борьба с противником в воздухе не прекращалась даже несмотря на стабилизацию Карельского фронта к концу 1942 года.

С 10 ноября 1942 года, в соответствии с приказом НКО СССР, военно-воздушные силы Карельского фронта переформировываются в 7-ю воздушную армию. В то же время ВВС 26-й армии, в составе которых воевал полк Кобзева, были переформированы в 261-ю штурмовую (с 26 февраля 1943 года – 1-я гвардейская смешанная) авиационную дивизию. С организацией воздушной армии создались гораздо лучшие условия для маневрирования авиацией, что особенно положительно сказалось в дальнейших наступательных операциях 1944 года.

К весне 1943 года на счету гвардии капитана Кобзева числилось 95 боевых вылетов на самолетах И-15, И-153 и Ил-2, из которых 46 были произведены ночью. Он стал мастером штурмовых ударов, отлично владеющим техникой пилотирования. В марте-апреле 1943 года эскадрилья Кобзева участвовала в нанесении ударов по вражескому аэродрому Луостари в северной Финляндии, в результате которых было уничтожено 10 самолетов противника, склад с боеприпасами и разрушен ангар с техникой.

В сентябре 1943 года, за отвагу, мужество и героизм, проявленные при налетах на вражеские аэродромы, за уничтожение смелыми штурмовыми ударами материальной части, живой силы и техники противника, за умелое руководство эскадрильей штурмовиков, командир эскадрильи гвардии капитан Кобзев С.П. был представлен командованием к награждению орденом Кутузова III степени:

"За период Отечественной войны против немецко-фашистских оккупантов имеет 220 боевых вылетов на самолетах И-15, И-153 и Ил-2, с общим налетом 224 часа, из них ночью 46 боевых вылетов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13.2.1942 года и приказом Военного Совета Карельского фронта награжден двумя орденами "Красное Знамя" за успешные 82 боевых вылета на штурмовку войск и аэродромов противника.

Мастер штурмовых ударов, отлично владеющий техникой пилотирования, лучший охотник части. Имеет личных успешных 60 боевых вылетов, подтвержденных командованием. В 1943 году произвел 15 боевых вылетов, из них 8 раз водил эскадрилью на штурмовку аэродромов противника. Лично произвел 6 воздушных боев с превосходящими вражескими силами. За время Отечественной войны лично уничтожил: автомашин с разным грузом - 5, полевых орудий - 4, пехоты - до взвода, складов с боеприпасами - 2, цистерн с горючим - 4, точек З - 5, МЗА - 3, лошадей с повозками до 20, жилых домов и бараков до 15. При налете на аэродром Луостари лично сбил на взлете 3 самолета противника.

В 1941 году был сбит ЗА противника на территории, занятой немцами. Возвращаясь в свою часть, уил одного немца из личного оружия.

Много раз приводил сильно поврежденный самолет на свой аэродром, проявляя при этом отвагу и мужество.

. . . . . . .

За время командования эскадрилья произвела 497 боевых вылетов, в том числе 29 в 1943 году, уничтожила много живой силы и техники противника. При его непосредственном участии и личном руководстве эскадрилья уничтожила: до 100 автомашин с различным грузом, до 270 человек пехоты, 1 танк, 21 точку ЗА, 16 повозок с грузом, более 20 лошадей, 2 орудийных батареи, 3 минометных батареи, разрушено и подожжено 13 домов, взорвано 4 склада с боеприпасами, 3 цистерны с горючим, 1 бензозаправщик, уничтожено 36 блиндажей, уничтожено на земле (на аэродромах) 11 МЕ-109,1 МЕ-110, 5 Ю-88, повреждено: 8 МЕ-109, 4 Ю-88 и 3 ХЕ-111.

В боях с немецкими захватчиками проявил себя смелым, решительным командиром-руководителем. Своими дерзкими атаками увлекал подчиненных на выполнение каждого боевого задания. Отлично выполнил все задачи, поставленные перед эскадрильей. Умело передает свой большой боевой опыт молодому летному составу."

Командир 17 гвардейского штурмового авиационного полка

гвардии майор Андреев.

27 сентября 1943 года.

Несмотря на то, что представление к ордену Кутузова III степени было поддержано и командиром 1-й гвардейской смешанной авиадивизии гвардии полковником Шаниным, приказом командующего 7-й воздушной армии № 035/н от 18 октября 1943 года гвардии капитан Кобзев С.П. был награжден орденом Александра Невского № 584.

Приходилось Кобзеву выполнять и отдельные специальные задания. Так, во время блокады города Ленинграда он был командирован в состав специальной группы по прикрытию города от воздушных налетов. Кроме того, по заданию командующего 7-й воздушной армии экипажем Кобзева был уничтожен в тылу врага важный объект и бронепоезд.

Летом следующего, 1944 года, летчики 7-й воздушной армии принимали участие в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, осуществляя авиационную поддержку войск при форсировании реки Свирь, прорыве обороны противника и высадке десантов Ладожской и Онежской военными флотилиями. Особая роль в этих операциях отводилась штурмовикам, обеспечивавшим подавление береговой системы обороны при десантировании войск, уничтожении артиллерии противника и сковывании действий его авиации. В числе отважных летчиков-штурмовиков продолжала драться с врагом и эскадрилья Кобзева. Летчики во главе со своим комэском штурмовали отступавшие колонны противника по дороге Усланка - Куйтежа, бомбили артиллерийские позиции в районе Мансила и севернее Салми. На станции Усуган гвардии майором Кобзевым был уничтожен целый эшелон с боевой техникой и живой силой противника.

Свирско-Петрозаводская операция продолжалась в течение всего лета и привела к поражению финских войск на Карельском перешейке и в Южной Карелии, к выходу Финляндии из войны на стороне Германии и освобождению территории Советской Карелии. В этих боях самое активное участие принимала 261-я смешанная авиадивизия, которая была перебазирована с севера в район прорыва. За большие заслуги в обеспечении успеха наступательной операции ей было присвоено почетное наименование Свирской.

К середине октября 1944 года командир эскадрильи 17-го гвардейского штурмового авиационного полка 261-й смешанной авиационной дивизии гвардии майор Кобзев со­вершил 317 боевых вылетов на штурмовку военных объектов и скоплений войск противника, нанёс ему большой урон. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4314).

К моменту окончания войны гвардии майор Кобзев являлся заместителем командира полка. После окончания Великой Отечественной войны он продолжал службу в Военно-воздушных силах, в 1953 году окончил Военно-воздушную академию, а с 1958 года находился в запасе.

Герой Советского Союза подполковник Кобзев С.П. - кавалер ордена Ленина, двух орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, двух орденов Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды. Он был награжден также многими медалями.

Источники:

1. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 612526, дело 1719, лист 3.

2. «Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. – стр. 248-249;

3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениздат, 1988г.;

4. Библиотечка журнала "Орденская книжка". Герои Советского Союза. Справочник: Даты. Номера. Указы. Сост.: Н.Ефимов. И.Пак.

Hosted by uCoz