РАТНЫЙ ТРУД

А. Киселев

 

Резкий вой сирены нарушил тишину воскресного утра. Тревога!

Младший лейтенант Молодчий, захватив с собой небольшой чемодан, побежал на аэродром. И сразу же все, что было намечено на этот выходной день, отодвинулось куда-то на задний план...

В ту весну сигналы сирен часто раздавались в гарнизонах в самое различное время — и днём, и ночью, и в будний, и в воскресный день. Вся наша армия напряженно училась.

Учебно-боевая тревога становилась смотром боевой готовности. Поэтому в войсках относились к ней как к неизбежной необходимости, хотя и не всегда приятной.

Так было и в то утро. Никому не хотелось думать, что это надолго.

Приняв от техников самолеты, опробовав моторы и доложив о готовности к вылету, летчики привычно расположились неподалеку от самолетных стоянок в ожидании дальнейших распоряжений. Высказывались самые различные предположения насчет того, как скоро может последовать отбой.

Некоторые говорили, что сейчас будет отдан приказ на вылет, и тогда уже, конечно, дел хватит на весь день без остатка. Другие считали, что вылета не может быть, так как совсем недавно уже вылетали по тревоге на бомбометание и задание выполнили хорошо.

Но на этот раз отбоя тревоги не последовало. В жизнь каждого советского человека в то памятное воскресное утро вошла война.

Александр Молодчий считал, что теперь он не может ни одного дня оставаться в Воронеже, и его место там, на фронте.

Однако в гарнизон стали прибывать летчики из Гражданского воздушного флота. И ему, совсем молодому командиру звена, приказали обучать летчиков полетам на бомбардировщике.

Конечно, в другое время можно было бы только гордиться столь почетным поручением. Н в те дни Молодчему казалось это совсем неподходящим делом. К тому же большинство летчиков, которым он помогал освоить бомбардировщик, явно превосходили своего учителя по опыту летной работы. Некоторые из них были «миллионерами», то есть налетали миллион километров, а иные провели в воздухе уже по нескольку тысяч часов на самых различных типах самолетов. «Ученики» осваивали незнакомую для себя боевую машину очень быстро и легко, и поэтому несложность его обязанностей как инструктора разочаровывала Молодчего еще больше.

Но ничего не поделаешь, приказ есть приказ, и младший лейтенант Александр Молодчий с утра и до поздней ночи поднимался в воздух, чтобы дать затем разрешение на самостоятельный полет очередному «миллионеру».

Наконец в июле, после недолгой поездки в Москву по вызову Ставки, в Воронеж вернулся командир — полковник Н. И. Новодранов. По его приказанию группа летчиков, которая осваивала бомбардировщик конструкции Ермолаева, построилась. Полковник был предельно краток.

— Я назначен командиром авиационного полка,— сказал он.— Вы все войдете в его состав. Главная задача для каждого сейчас — овладеть полетами на бомбардировщике в ночных условиях. Но летать будем не отсюда, а с другого аэродрома.

И личный состав вновь организованного авиационного полка вылетел в Ростов для тренировки в полетах ночью.

Освоение новой машины проходило в сжатые сроки. Младший лейтенант Молодчий сразу показал незаурядное мастерство. Поэтому в первую же ночь командир разрешил ему летать самостоятельно и в качестве инструктора контролировать летчиков полка. Летчики овладевали полетами по приборам, учились летать в составе группы самолетов ночью.

Особая дружба связала Молодчего с ленинградцем Сергеем Куликовым, простым, хорошим парнем, умелым штурманом. За участие в боях на Халхин-Голе Куликов был награжден орденом Красной Звезды. Перед войной его назначили на должность штурмана эскадрильи.

Весь свой трудный и славный боевой путь друзья прошли плечом к плечу, выручая и поддерживая друг друга.

Вскоре летный экипаж пополнился еще двумя комсомольцами — стрелком-радистом А. Ф. Панфиловым и воздушным стрелком А. И. Васильевым.

Через некоторое время полк особого назначения начал свою работу.

Александр Молодчий не без оснований рассчитывал, что ему и его друзьям одним из первых в полку доверят выполнение боевых заданий.

За время тренировочных полетов все члены экипажа хорошо усвоили учебную программу.

Каково же было их разочарование, когда выяснилось, что первые боевые задания поручены тем, кто имел наибольший налет, то есть преимущественно летчикам Гражданского воздушного флота. Они летали главным образом ночью, действуя в глубоких тылах врага, преодолевая расстояния, которые считались рекордными для того времени. Вот почему военным летчикам, в том числе и Молодчему, не имевшим еще достаточного опыта в длительных ночных полетах, приказали продолжать тренировки, чтобы научиться уверенно вести самолет по заданному маршруту ночью только по приборам.

Упорные тренировки продолжались почти каждую ночь. И вот наконец Александру Молодчему приказали готовиться к боевому заданию.

В первый раз экипаж вылетал днем. Цель, по которой предстояло нанести бомбовый удар,— вражеский гарнизон в Демянске.

Проложен по карте маршрут, изучен район полетов и все подходы к цели, еще и еще раз уточнены все детали, проверена подготовленность каждого...

Всех охватило необычайное волнение. Боялись, что погода может ухудшиться и тогда вылет будет отменен. А погода и в самом деле не предвещала ничего хорошего.

Однако страхи оказались напрасными. Командир дал разрешение на вылет, хотя метеорологические условия и не были благоприятными.

Экипаж Молодчего точно вышел на цель и сбросил бомбы. Первое задание выполнено. И хотя оно оказалось несложным, летчики запомнили его надолго. С тех пор и началась боевая страда Александра Молодчего.

После десятка полетов днем начали летать за линию фронта и ночью. Если считать по листкам календаря, то времени после первого боевого полета прошло совсем немного. Но на войне счет иной. Опыт и зрелость бойца измеряются не временем, а количеством схваток с врагом, числом сражений.

Быстро росла слава комсомольского экипажа и его командира. Александр Молодчий летал вдохновенно и страстно. Он неутомим. Никакие препятствия не останавливали его на пути к цели. Бомбами, сброшенными Молодчим, уничтожено много гитлеровских солдат и офицеров, взорвано складов боеприпасов, бензохранилищ, немало подожжено железнодорожных эшелонов, разрушено переправ и мостов.

Ратный труд славных летчиков-комсомольцев, их самоотверженность, героизм и мужество были отмечены по заслугам. Уже в октябре 1941 года все члены комсомольского экипажа удостоились высоких правительственных наград. Его командиру — Молодчему присвоено звание Героя Советского Союза, С. И. Куликов награжден орденом Ленина. А. Ф. Панфилов и А. И. Васильев — орденами Красной Звезды.

В 1942 году Молодчий вступил в ряды Коммунистической партии.

Боевая работа продолжалась непрерывно. Взамен прежних полк получил более совершенные самолеты, которые создала наша отечественная промышленность,— бомбардировщики конструкции С. В. Ильюшина — ИЛ-4.

Заместитель командира эскадрильи А. И. Молодчий одним из первых в части вылетел в бой на новом самолете. Все дальше и дальше в тыл врага пролегают его маршруты. Боевая дружба экипажа проходит через все испытания и трудности. Еще в первых боевых полетах штурман Куликов убедился, что его командир отлично пилотирует самолет в самой сложной обстановке, не теряется, умеет проявить сметку и хитрость, чтобы обмануть врага неожиданным маневром. В свою очередь, Молодчий по достоинству оценил своего штурмана.

На любой вопрос командира о месте самолета сразу же следовал исчерпывающий ответ. Иногда обстановка заставляла летчика изменять курс по 10—15 раз, и штурман незамедлительно учитывал все эти многочисленные маневры.

Слаженность экипажа особенно наглядно проявилась в дальнем полете на Кенигсберг.

Задание выполняла группа из нескольких самолетов. Молодчий летел ведущим. У линии фронта на высоте более семи тысяч метров их встретили грозовые облака. Молодчий дал экипажам команду действовать самостоятельно. Решили обходить облачность с севера. Несколько раз пришлось менять курс и высоту. Но пробить слой кучевых облаков не удавалось. Так и шли в облаках: попали в сильный снегопад. Снег пробивался в кабину, стало мокро, приборы заиндевели, самолет болтало.

Лететь в таких условиях было очень тяжело. Лишнее движение сделал — устал. Но, несмотря ни на что, экипажи дошли до Кенигсберга, этого арсенала гитлеровской армии. Дошли и нанесли удар по врагу.

Полет от цели снова проходил в облаках, в снегопад, в болтанку. Поднялись до восьми тысяч метров. Облакам не было видно конца. У стрелка-радиста перестал поступать кислород из баллона, начало сказываться кислородное голодание. Молодчий тоже устал. Снова пришлось обходить грозу. Наконец уже над своей территорией, у Торжка, облачность вдруг кончилась, и экипаж увидел восходящее солнце.

Сели в Клину. Бензина оставалось в баках всего литров пятнадцать. Экипаж пробыл в воздухе 9 часов 22 минуты, из них свыше семи часов — в облаках.

Чтобы понять, каких неимоверных усилий стоило всем, и прежде всего летчику, это задание, следует вспомнить, что на самолетах тогда еще не было многих точных приборов, которые устанавливаются теперь и помогают в длительных полетах вне видимости земли, не было и автопилота. Поэтому летчик ни на секунду не мог покинуть штурвал самолета. Воля к победе, выдержка, мастерство всех членов экипажа определили успех. Каждый из них сделал все, что мог. Взаимная поддержка удесятеряла их силы. Недаром именно после этого полета Александр Игнатьевич Молодчий сказал о Куликове: «Золотой у меня штурман». С неменьшим правом могли сказать эту фразу члены экипажа о своем летчике и командире.

Молодчий не просто отличался высоким летным мастерством. Он неутомимый новатор, постоянно ищущий новые способы действий, новые тактические приемы. Это он явился инициатором применения светящих авиационных бомб для освещения цели перед нанесением бомбового удара. Особенно эффективно он применил их 11 июля 1942 года при налете на железнодорожный узел Брянск, который имел весьма сильную противовоздушную оборону.

Самолет Молодчего вышел в район Брянска на высоте 2300 метров. Когда он заходил на цель, гитлеровцы огня не открывали. Это дало штурману возможность спокойно произвести боковую наводку и сбросить бомбы. Они попали в железнодорожный эшелон. В тот же момент Куликов сбросил четыре светящие бомбы. Дальнейшая маскировка врага теперь уже являлась бессмысленной. Сразу вспыхнули десятки прожекторов, с земли открыли по самолету ураганный огонь. Но поздно! Станция была освещена как днем. Наши бомбардировщики, шедшие за самолетом Молодчего, нанесли меткие и сильные удары по цели.

Самолет Молодчего был подбит. Машина плохо слушалась рулей, и летчику с большим трудом удавалось удерживать ее в горизонтальном полете.

Когда затем на стоянке осмотрели самолет, все были удивлены, как можно было на нем вообще держаться в воздухе. 60 пробоин насчитали механики на израненном бомбардировщике. Осколками зенитных снарядов пробило бензобаки, фюзеляж, плоскости... И тем не менее самолет долетел до аэродрома, как бы специально для того, чтобы наглядно доказать свои изумительные боевые качества, прочность конструкции, а также великолепное мастерство и волю советского летчика, чья твердая рука не дрогнула ни на секунду на штурвале.

Экипаж мог быть вполне удовлетворен итогами этой боевой ночи: враг понес большие потери. В результате массированного удара были закупорены основные выходы железнодорожного узла к линии фронта.

Инициатива Александра Игнатьевича Молодчего в этой операции была отмечена командиром авиационной дивизии в специальном приказе от 13 июля 1942 года: «Заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза капитан Молодчий исключительно самоотверженно, с большим мастерством... подсвечивал цель, в результате чего эскадрилья, а за ней и весь полк имели возможность прицельно бомбардировать освещенную цель».

За отличную боевую работу в ту ночь командир соединения объявил экипажам во главе с Молодчим благодарность.

Вскоре произошло еще одно знаменательное событие: часть была преобразована во 2-й гвардейский авиационный полк авиации дальнего действия. Эту высокую честь личный состав заслужил своими самоотверженными делами. За год экипажи полка совершили 2500 боевых вылетов, из них 1780 ночью. На военно-промышленные объекты и живую силу врага было сброшено более 3000 тонн бомб. В воздушных боях экипажи сбили 24 истребителя противника. Два летчика удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 172 человека были награждены орденами.

Во всех этих славных делах во имя Родины немалая доля принадлежала экипажу Героя Советского Союза Молодчего. Днем и ночью, в простых и сложных метеорологических условиях громили ненавистных захватчиков Молодчий и его боевые друзья. Они накопили боевой опыт, совершив многие десятки боевых вылетов на бомбардирование скоплений войск и боевой техники противника в различных районах за линией фронта, налеты на железнодорожные узлы, на занятые врагом аэродромы, а также в глубокий вражеский тыл — на Кенигсберг, Данциг и другие города.

Теперь каждому из них — летчику, штурману, стрелку-радисту — по плечу любое задание. Но самым трудным был полет на бомбардирование Берлина.

Накануне вылета полк получил на пополнение новые машины. На одной из них должен был лететь Молодчий, поскольку его прежний самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии.

Всю ночь неутомимые техники готовили бомбардировщик к дальнему полету. Обычно в таких случаях, прежде чем отправляться в дальний путь, принято предварительно опробовать машину в воздухе, чтобы узнать ее летные качества, количество расходуемого горючего, масла и т. д. На этот раз времени для облета не оставалось. Ограничились перелетом с центральной базы на промежуточный аэродром, расположенный в 90 километрах от линии фронта, и примерно подсчитали фактический расход бензина и масла.

Аэродром, с которого предстояло вылететь на вражескую столицу, для предельно нагруженных бомбардировщиков оказался весьма неудобным: грунт ухабистый, вязкий, сразу за краем летного поля начинался лес. Летчику приходилось взлетать «с подрывом», то есть движением штурвала насильно отрывать машину от поверхности аэродрома. Это опасно, поскольку самолет еще не успевал набрать нужную скорость. Но недаром Молодчий считался одним из самых искусных летчиков в гвардейском полку. Он мастерски произвел взлет предельно загруженного бомбардировщика.

Перед линией фронта самолет вошел в облака.

Недалеко от Кенигсберга экипаж Молодчего вышел в район ясной погоды. Уже видны сильные очаги пожаров. Стреляют зенитки. Стали набирать высоту: 6500, затем 6700 метров... Натруженно гудят моторы. Каждая сотня метров высоты требует большого терпения от летчика. К тому же Молодчий, чтобы экономить горючее, старался не давать максимальные обороты моторам. Решили прекратить набор высоты. Позже, над Берлином, Молодчий подумал, что следовало все же забраться повыше,— такая лавина зенитного огня обрушилась на бомбардировщик.

Конечно, все члены экипажа изучили систему противовоздушной обороны вражеской столицы. Им хорошо было известно, что город обнесен тремя поясами зенитных орудий всех калибров, в каждом поясе — до тысячи орудий и обслуживающие прожекторы к ним. Вокруг города — аэродромы ночных истребителей, а над ним — сотни привязных аэростатов, незаметных для самолетов, летящих ночью. И все же действительность намного превзошла ожидания.

К Берлину экипаж Молодчего вышел первым. Это было видно по тому, как вдруг, заслышав гул самолета, на земле включили зенитные прожекторы. Вот вспыхнули и начали шарить по небу их фосфорические голубоватые лучи. Ближе, ближе... Вот одни из них скользнул по фюзеляжу самолета, и сразу на помощь ему устремился другой, третий. Летчик резко снизился и направил самолет в спасительную темноту. Правда, при этом пришлось потерять метров триста высоты. Зато прожекторы погасли. Гитлеровцы выжидали.

Ночь была лунная, темный массив затаившегося города хорошо просматривался сверху. Штурман Куликов вывел самолет на боевой курс. Еще несколько мгновений, и он нажал кнопку бомбосбрасывателя. Серия мощных фугасных бомб отделилась от самолета и устремилась вниз.

Теперь там сразу все пришло в движение. Сотни прожекторов включились и начали лихорадочно шарить в небе, вспышки снарядов гроздьями повисли вокруг самолета. Экипажу никогда еще не приходилось подвергаться такому обстрелу.

Уйти от лучей прожекторов практически было невозможно. Молодчий поглубже опустил сиденье, включил полный свет в кабине, чтобы не быть ослепленным прожекторами, и повел самолет, ориентируясь только по показаниям приборов. 14 минут летели сквозь огонь врага. И когда, наконец, вырвались из зоны противовоздушной обороны, все облегченно вздохнули.

Теперь командир экипажа приказал стрелку-радисту дать радиограмму в Москву: «Задание выполнено, возвращаемся домой». В ответ два коротеньких слова: «Все ясно».

Через девять с половиной часов пребывания в воздухе экипаж Молодчего возвратился на свою базу...

В период контрнаступления Советской Армии под Сталинградом гвардейский полк дальних бомбардировщиков, в котором служил А. И. Молодчий, активно помогал нашим наземным войскам, нанося удары по резервам, железным дорогам и аэродромам противника.

Экипаж Молодчего в то время совершал по два боевых вылета в ночь.

190 тысяч километров пролетел самолет Молодчего над территорией врага, свыше 200 тонн бомб сбросил он на его различные военные и промышленные объекты.

Александр Игнатьевич Молодчий за выдающиеся заслуги в борьбе с фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и геройство награжден второй медалью «Золотая Звезда». Штурману экипажа Сергею Ивановичу Куликову присвоено звание Героя Советского Союза.

 

Источник: Сборник «Люди бессмертного подвига». Книга вторая. М., Политиздат. 1975г., стр.36-45;

Hosted by uCoz