ОБОЗНЕНКО АНДРЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

подполковник

Родился 17 октября 1909 года на хуторе Ольшанка Сумского района Сумской области.

Получил неполное среднее образование. На службе в армии – с мая 1930 года. С началом Великой Отечественной войны был направлен на укомплектование офицерского состава авиационных частей, поступавших в состав действующей армии.

Принял под командование эскадрилью в формировавшемся 183-м истребительном авиационном полку. В составе полка получал и переучивался на новую материальную часть – самолеты МиГ-3, за что был отмечен благодарностью командования.

В сентябре 1941 года полк вошел в состав 65-й авиадивизии Южного фронта, а к концу сентября воевал уже в составе сформированной на базе дивизии 5-й резервной авиагруппы.

Имея большой практический летный опыт и мастерски управляя самолетом, капитан Обозненко за короткий период боевых действий – к 12 октября 1941 года, выполнил 19 успешных боевых вылетов на штурмовые действия по войскам противника. Однако и он в одном из воздушных боев был сбит…

Это произошло 1 октября 1941 года при выполнении очередного задания по штурмовке войск противника. Самолет Обозненко был подбит зенитной артиллерией противника в районе Новомосковска, однако летчик сумел на почти неуправляемом самолете перетянуть на свою сторону и посадить машину, сохранив материальную часть. Через некоторое время самолет был вновь введен в строй.

Продолжалась и боевая работа капитана Обозненко. За период боевых действий с 20 сентября по 30 ноября 1941 года он выполнил уже шестьдесят один боевой вылет, в том числе 36 из них – на штурмовку войск противника.

«В боевой работе показывает образцы храбрости, отваги и беззаветной преданности партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине. В любую минуту, несмотря ни на какие трудности, готов выполнить любое задание…» – так характеризовался командир эскадрильи капитан Обозненко командиром и военным комиссаром полка.

Но не только личные боевые качества высоко ценились командованием полка. Как командир эскадрильи капитан Обозненко сумел прекрасно воспитать подчиненный ему летный состав и подготовить его для боев с фашистскими войсками. Уже к декабрю 1941 года свыше 80% летчиков его подразделения за успешные боевые действия были награждены орденами Союза ССР.

«Отлично дисциплинирован, требователен к себе и подчиненным. Являясь примером в бою, учит подчиненный ему летный состав наилучшим способам боевых действий против врага» - это строки из представления капитана Обозненко к государственной награде.

Командир 183 ИАП майор Хирный и военный комиссар 183 ИАП батальонный комиссар Чернов дважды за короткий промежуток времени представляли своего подчиненного к высоким правительственным наградам. И оба этих представления были удовлетворены вышестоящим командованием. Приказами командующего войсками Южного фронта в ноябре и декабре 1941 года капитан Обозненко был дважды удостоен ордена Красного Знамени.

В марте 1942 года полк был выведен на переформирование, которое проходил на базе 8-го запасного авиаполка в Приволжском военном округе. В период переформирования полк был доукомплектован летным составом и перевооружен на новую материальную часть, получив истребители Як-1.

С июля по сентябрь 1942 года 183-й истребительный авиаполк участвовал в воздушных боях на Сталинградском фронте, после чего был вновь выведен на переформирование в Сибирский военный округ.

Новое направление в состав действующей армии произошло лишь в следующем году. В марте 1943 года полк вошел в 294-ю истребительную авиационную дивизию и в ее составе действовал до конца Великой Отечественной войны на Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Первые боевые вылеты летчики полка произвели на Воронежском фронте 12 марта 1943 года.

19 марта 1943 года в полку не стало бессменного с момента его формирования командира – не вернулся с боевого задания майор Хирный. 20 марта 1943 года полк принял под командование майор Обозненко Андрей Александрович.

К моменту начала Курской битвы полк под командованием майора Обозненко произвел более 880 боевых вылетов, основная часть из которых была выполнена на сопровождение наших бомбардировщиков и штурмовиков. Кроме этого летчиками полка успешно решались задачи по прикрытию наших наземных войск и железнодорожных узлов, перехват и отражение действий самолетов противника, по разведке и штурмовке войск противника. В 44 проведенных воздушных боях летчиками полка было сбито 49 самолетов противника. Свои потери составили 18 погибших летчиков и 21 сбитый самолет.

Однако жизнь и война продолжались. Вместо выбывшего из строя летного состава приходило новое пополнение, технический состав восстанавливал и вводил в строй поврежденные машины. Так, за период с 12 марта по 5 июля 1943 года техсоставом полка были отремонтированы и введены в строй 206 самолето-единиц. Все это требовало пристального внимания со стороны командира полка майора Обозненко.

5 июля 1943 года началась Курская битва. Нагрузка на летчиков полка возросла до предела. Только с 5 по 9 июля 1943 года полк выполнил 184 боевых вылета, провел 14 воздушных боев, сбив при этом 15 самолетов противника. Командир полка лично выполнил 4 боевых вылета и участвовал в одном воздушном бою.

За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях, образцовое выполнение боевых задач и отличное руководство работой полка командир дивизии представил майора Обозненко к третьему ордену Красного Знамени. Однако командиром 4-го истребительного авиакорпуса генерал-майором авиации Подгорным представление было снижено до ордена Отечественной войны II степени, что и было утверждено приказом командующего 2-й воздушной армии.

С 18 июля 1943 года 4-й авиационный корпус, и в его составе 294-я ИАД с 183-м ИАП, был передан из состава 2-й в состав 5-й воздушной армии. В августе 1943 года полк действовал в операции по освобождению Белгорода, осуществляя прикрытие штурмовиков, наносивших удары по обороняющемуся и отходящему противнику, и прикрывая с воздуха свои наступающие наземные части. И вновь, «за личную отвагу, мужество и храбрость, за умение командовать авиаполком, обеспечившие успешное выполнение боевых задач и нанесение противнику крупного поражения с малыми потерями для полка» командир 183-го истребительного авиационного полка майор Обозненко представляется к правительственной награде – ордену Александра Невского:

«В операции по освобождению гор. Белгород авиаполк, руководимый тов. Обозненко, с 3.8.43 г. по 8.8.43 г. произвел 317 боевых самолетовылетов на прикрытие наземных войск и провел 18 воздушных боев. В воздушных боях летчиками полка сбито 23 самолета противника. Потери полка – 9 самолетов и 1 летчик.

Месяц тому назад, в операции на Белгородском направлении с 5.7.43 г. по 18.7.43 г. полк произвел 581 самолетовылет с налетом 506 часов, из них 382 боевых самолетовылета: на разведку -14, на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков - 183, на прикрытие наземных войск – 180, на перехват и отражение со встречей с противником – 5. Провел 15 воздушных боев и сбил <…> самолетов противника. Потери полка в этой операции 17 самолетов и 12 летчиков.

Являясь ведущим своих групп, тов. Обозненко умело ведет воздушный бой и всегда из боя выходит победителем. Команды по радио выполняет исключительно точно. Бой проводит организованно и всегда имеет хорошие результаты. Личным примером воодушевляет летчиков на героические подвиги, смело вступает в схватки с врагом и наносит ему удар за ударом.

На Воронежском и Степном фронтах лично произвел 9 боевых вылетов, провел 4 воздушных боя и сбил 2 самолета (и кроме того в групповом бою 3 самолета) противника.

Всего за время Отечественной войны имеет 130 боевых вылетов, провел 7 воздушных боев и сбил лично 4 самолета противника и в групповом бою 4.

8.8.43 г. в районе Крестовой, прикрывая наши войска, т. Обозненко внезапно из-за облаков был атакован парой Ме-110. Три атаки были отбиты. Его самолет был в этом бою подбит, а тов. Обозненко ранен в спину, обе ноги, руки и лицо. Истекая кровью, т. Обозненко вышел из боя и плохо управляемый свой самолет посадил без шасси в 4 км от своего аэродрома.

На Воронежском, а позже Степном, фронте в составе 294 ИАД, 183 ИАП в боевых действиях участвует с 12.3.43 г. За это время летный состав не допустил ни одной потери от истребительной авиации противника сопровождаемых штурмовиков и бомбардировщиков. Летчики полка т. Обозненко надежно охраняют наши бомбардировщики и штурмовики при выполнении последними боевых задач. Всего за время боевых действий на Воронежском и Степном фронтах полк произвел 1544 боевых самолетовылета, с налетом 1719 часов, из них: на штурмовку войск противника 14 самолетовылетов, на прикрытие наземных войск 611 самолетовылетов, на разведку – 273, на прикрытие и сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков – 466, на прикрытие ж.д., аэроузлов и перехват со встречей с противником – 180. Кроме того, 2362 небоевых самолетовылетов с налетом 1086 часов. Проведено 64 воздушных боя и сбито 102 самолета противника. Полк потерял: боевые потери – 47 самолетов, небоевые потери – 5 самолетов. Всего погибло летчиков 27.

На основе полученного боевого опыта т. Обозненко с каждым днем повышает боеспособность полка, а в этих операциях продемонстрировал неослабную волю к борьбе и победе над врагом и умение побеждать противника.»

Командир 294 ИАД подполковник Тараненко.

15 августа 1943 г.

Приказом командующего 5-й воздушной армии № 027/н от 25 августа 1943 года командир 183-го истребительного авиационного полка майор Обозненко А. А. был награжден орденом Александра Невского № 4375.

24 сентября 1943 года за отличия, проявленные летчиками 294-й истребительной авиадивизии в боях за Полтаву, она была удостоена почетного наименования Полтавской.

В октябре 1943 года дивизии и полки 4-го истребительного авиакорпуса выполняли задачи по прикрытию войск 2-го Украинского фронта на поле боя и переправ через Днепр. Особенно напряженную боевую работу летчики-истребители выполнили в первой половине месяца, когда немцы пытались отбросить советские войска с правого берега Днепра и усилили действия своей бомбардировочной авиации по группировкам 2-го Украинского фронта на поле боя и по переправам. По нескольку раз в день летчики вылетали на прикрытие. В конце октября 1943 года за отличия в боях за Днепр 294-й дивизии было присвоено почетное наименование Александрийской. В декабре того же года она была выведена в резерв Ставки ВГК, где находилась до февраля 1944 года.

После излечения в госпитале от полученных в воздушном бою 8 августа 1943 года ранений, А. А. Обозненко вновь вернулся к своим обязанностям. Он не только повседневно, кропотливо и упорно готовил молодой летный состав, но и сам готовился к воздушным боям с врагом, повышая свое мастерство. 2 июля 1944 года приказом НКО СССР полк, дивизия и корпус были преобразованы в гвардейские. Теперь гвардии подполковник Обозненко возглавлял 150-й гвардейский истребительный авиационный полк в составе 13-й гвардейской истребительной Полтавско-Александрийской авиадивизии 3-го гвардейского истребительного авиакорпуса.

Конечно же, основную нагрузку по боевым вылетам и участию в воздушных боях несли на себе рядовые летчики и командиры подразделений. Но и сам командир полка зачастую лично в воздухе преподавал уроки молодым летчикам, показывая как нужно уничтожать противника. Наиболее показательными стали два боевых вылета 20 августа 1944 года, во время которых им были проведены два воздушных боя и лично сбиты 3 самолета противника. Вместе с этим, за счет умело построенных групповых воздушных боев и тактически грамотного боевого порядка, летчики под командованием своего командира полка за два боевых вылета сбили 13 самолетов врага, не имея при этом собственных потерь.

В первый день начала Ясско-Кишиневской стратегической наступательной операции, дважды за день, ведя за собой группы по 10 истребителей на прикрытие наземных войск в районе Ясс, гвардии подполковник Обозненко встречался с группами самолетов противника. В первом вылете утром 20 августа им была разгромлена группа из 8 истребителей противника, уцелеть из которых удалось лишь трем. Лично комполка уничтожил ФВ-190.

Во втором вылете десятка наших истребителей была наведена наземным командованием на армаду из 60 бомбардировщиков под прикрытием 20 истребителей противника. Оценив обстановку, Обозненко приказал прикрывающей группе связать истребителей боем, а сам с ударной группой набросился на бомбардировщиков. В этом бою он лично уничтожил два Ю-87, а летчики, воодушевленные подвигом своего командира, стремительными и мощными ударами расстроили боевой порядок врага, вынудив беспорядочно сбросить бомбовый груз. Несмотря на численное превосходство противника, группой Обозненко были сбиты 4 бомбардировщика и 3 истребителя противника, не имея при этом своих потерь.

За этот подвиг командующий 5-й воздушной армией наградил гвардии подполковника Обозненко третьим орденом Красного Знамени.

За отличия в Ясско-Кишиневской операции 3-му гвардейскому истребительному авиакорпусу было присвоено почетное наименование Ясского, а 13-я гвардейская ИАД, за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях по овладению городами Рымникул-Сэрат и Фокшаны, и проявленные при этом доблесть и мужество, была награждена орденом Кутузова II степени.

До конца ноября 1944 года летчики 150 гв.ИАП действовали под управлением своего командира. Они сражались в небе Румынии и Венгрии, действовали на Будапештском направлении. В Турдо-Клужской и Дебрецен-Ньиредьхазской операциях полк выполнял основную задачу по прикрытию наземных войск на направлении главного удара. В этих боях гвардии подполковник Обозненко пополнил свой лицевой счет еще одним сбитым самолетом противника – в 11 боевых вылетах он провел два воздушных боях и уничтожил один Ме-109.

Но не только боевые вылеты приходилось выполнять командиру. Он лично проводил и разведку аэродромов, предназначавшихся для перебазирования полка. Во время одного из таких вылетов в сентябре 1944 года на самолете По-2 он был сбит противником, получил ранение, а в ноябре того же года, во время выполнения такого же задания – вторично был сбит истребителем противника и тяжело ранен.

С 22 ноября 1944 года по 11 апреля 1945 года гвардии подполковник Обозненко находился на излечении в госпитале и в доме отдыха. После выздоровления принял под командование 151-й гвардейский истребительный авиаполк в составе той же дивизии. С 12 апреля 1945 года и до конца войны полк под руководством Обозненко выполнил 427 боевых вылетов. В 17 воздушных боях летчики полка сбили 10 самолетов противника, потеряв 1 свой самолет. За успешное руководство боевой деятельностью 151 гв.ИАП на финальном отрезке Великой Отечественной войны и образцовое выполнение боевых заданий в деле окончательного разгрома врага, личную отвагу и доблесть, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками, приказом командующего 5-й воздушной армии гвардии подполковник Обозненко в июне 1945 года был награжден орденом Отечественной войны I степени.

Всего за годы войны гвардии подполковник Обозненко выполнил 158 боевых вылетов, участвовал в 16 воздушных боях, в которых лично сбил 8 самолетов противника и 4 в групповом бою.

После окончания войны подполковник Обозненко продолжил службу в авиации, был заместителем командира 336-й истребительной авиационной дивизии. Его длительная и безупречная служба в армии также были отмечены государственными наградами – медалью «За боевые заслуги» и орденом Красной Звезды, которыми он был награжден в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года и 6 мая 1946 года.

Подполковник Обозненко А. А. – кавалер трех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды. Об был награжден также несколькими медалями, в числе которых «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда» и другие. Кроме указанных наград подполковник Обозненко являлся кавалером американского Креста «За боевые и летные заслуги».

 

Источники: Наградные листы, учетная карточка награжденного.

Hosted by uCoz