МОСКОВКИН ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

полковник

кавалер ордена Александра Невского Московскин Василий Степанович

Родился 23 июля 1910 года селе Долгое Тульской области. С 1919 по 1924 годы учился в Тульской средней школе № 6, после чего пришел на Тульский оружейный завод. Сначала учеником слесаря обучался в школе ФЗУ, а потом и сам работал слесарем, мастером, начальником ремонтного цеха. Одновременно с работой посещал занятия вечерних курсов механического рабфака, а в 1932-1933 обучался в Тульском механическом институте.

Со второго курса института, в июле 1933 года В.Московкин по спецнабору был призван в ряды Красной Армии и отправлен в город Севастополь, где стал курсантом Качинской авиашколы. В декабре того же 1933 года Василий Московкин был переведен для продолжения обучения в 9-ю Харьковскую школу военных летчиков и летнабов, где постигал науку до сентября 1936 года. О целеустремленной и ответственной учебе свидетельствуют выписки из курсантских характеристик того периода времени:

«Московкин В.С. является партгрупоргом, отвечает за культурно-массовую работу. Решения XVII партсъезда проработал хорошо, претворяет их в жизнь на практике. Как командир отделения - добился в отделении лучших показателей в учебе, помогает отстающим курсантам. Имеет общий бал 4,25».

После выпуска из училища был распределен в Ленинградский военный округ, в авиационных частях которого проходил службу в должностях летчика, командира звена, авиаэскадрильи, помощника комиссара эскадрильи по комсомолу. По-прежнему являлся активным участником работы с молодежью, обучал и воспитывал подчиненных, поддерживал на высоком уровне и свою личную боевую готовность.

«Партии Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан, - значится в аттестации 1939 года. - В политическом и моральном отношении устойчив. Бдителен и умеющий хранить военную тайну. Занимался с командой младших специалистов по истории народов СССР в качестве руководителя. Руководит комсомольским просвещением в последнее время. К подчиненным проявляет заботу. Волевой, энергичный, решительный и инициативный товарищ, требователен к себе и подчиненным, свое решение умеет претворять в жизнь. Хороший летчик, летает днем и ночью. Аварий и поломок не имеет. Общий налет 237 часов …»

В октябре 1938 года В.Московкин назначается помощником командира эскадрильи по комсомолу в сформированный в Ленинградском военном округе 3-й легкобомбардировочный авиационный полк 68-й авиабригады, укомплектованный самолетами Р-5. Через год, перевооружившись на скоростные бомбардировщики СБ, полк получает новое наименование и становится 10-м легкобомбардировочным полком. В составе этого полка старший лейтенант Московкин с ноября 1939 по март 1940 года участвовал в советско-финляндской войне. Его аттестация того периода содержит такие сведения:

«Как летчик подготовлен хорошо, техника пилотирования хорошая, материальную часть самолета СБ и моторы М-103 знает хорошо, эксплуатирует грамотно, летное дело любит, летает с большим желанием и совершенствуется. Общий налет 467 часов, 918 посадок, из них 26 часов ночью и 6 часов в закрытой кабине. Общий военный кругозор хороший, тактическая подготовка хорошая. Из личного оружия стреляет хорошо. Дисциплинированный и требовательный командир как к себе так и к подчиненным».

Боевая характеристика летчика содержит более конкретные сведения о его участии в Зимней войне:

«За время боевых действий против финской белогвардейщины произвел 61 боевой вылет. Участвовал в бомбардировочных налетах на ж/д станции Антроа, Иматра, Эксо, Кемеря, Лейпесуо, Эюрепяя, в разрушении крепости Таппаде, укрепленной линии в районе Муала-Ярве, ст. Пуннус, Марямиеми и целого ряда других объектов.

Под огнем зенитной артиллерии не проявил ни малейшего признака трусости, а спокойно и уверено вел самолет, выполняя боевые задания, при встрече с истребителями противника не терялся, а принимал правильные решения и без потерь выходил из трудного положения.

Порученные совещанием по обмену опытом боевой работы стрелков-радистов и подготовке материальной части механиков проводит целеустремленно и деловито, которые давали свои положительные результаты.

Правильно организует боевое соцсоревнование комсомольцев, систематически подводил итоги. Первое время в работе чувствовалась неуверенность и была необходимость подталкивания и подсказки чем нужно заниматься и какие нужно использовать формы работы. Первоначально увлекался летной работой, упуская вопросы партийно-политической работы. В процессе работы недостатки изжиты. Научился отличать главное от второстепенного и нацеливал комсомольскую учебу, используя жизненные формы партийной работы и применимыми в боевой обстановке.

Правильно сочетал помощника комиссара по комсомолу с работой боевого летчика. Во время отсутствия командира эскадрильи оставался за него и с работой справлялся хорошо.

Представлен к правительственной награде».

За боевые заслуги, проявленные в ходе советско-финляндской войны 1939-1940гг., Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года старший лейтенант Московкин В.С. был награжден своей первой боевой наградой – орденом Красной Звезды (№ 8884).

До начала Великой Отечественной войны старший лейтенант Московкин продолжал службу в том же полку, командовал эскадрильей. В августе 1940 года полк был преобразован в 63-й скоростной бомбардировочный авиаполк и в этом качестве встретил начало войны. В течение двух первых месяцев войны Московкин на бомбардировщике СБ выполнил 34 боевых вылета. Он участвовал в нанесении ударов по немецким танковым колонам и переправам, по фашистским войскам на поле боя. В борьбе против немецких захватчиков наши части применяли не только авиабомбы, но и зажигательные смеси, особенно против танков и автомашин действовавших в лесистой местности.

Однако долгое время воевать не пришлось – уже в конце сентября 1941 года полк был перебазирован в Липецк, а через непродолжительное время – в город Серноводск Куйбышевской области, где прошло переучивание летного состава на новые для них самолеты Пе-2.

В марте 1942 года на базе полка, с использованием летных и офицерских кадров, был образован 809-й штурмовой авиационный полк. Командиром одной из его эскадрилий стал капитан Московкин. В июне полк, после еще одного переучивания на штурмовики Ил-2, был отправлен на Калининский фронт, где вошел в состав сначала 212-й, а через месяц – 264-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии. Для летчиков полка началась тяжелая и смертельно опасная боевая работа.

23 ноября 1942 года, представляя своего комэска к боевой награде, командир полка подполковник Клобуков в наградном листе указывал следующие заслуги:

«Энергичный дисциплинированный командир. Требователен к себе и подчиненным. Свои решения проводит в жизнь настойчиво и умело. Умело руководит эскадрильей. Способный растущий командир. Имеет 69 боевых вылетов на СБ. В должности командира звена награжден орденом «Красная звезда». Участвовал в Отечественной войне с 22.06.1941 г. по 20.08.41 г. на Северо-Западном фронте в должности командира эскадрильи. Его эскадрилья совершила 369 боевых вылетов на самолетах СБ.

Сам лично совершил 34 боевых вылета, представлен к правительственной награде.

Вторично участвовал в войне на Калининском фронте с 14.06.42 г. на самолетах ИЛ-2 в должности командира эскадрильи. Произвел 10 вылетов, из них 4 с полной бомбовой нагрузкой 600 кг. За это время уничтожил: 5 автомашин, 3 зенитных и 11 артиллерийских точек, подвод - 11, минометных батарей - 2, ангар - 1, 2 самолета на земле и до 70 человек пехоты.Московскин Василий Степанович перед очередным боевым вылетом

Боевые задачи выполнял отлично. Действовал в районе Белый, Ржев, Демидов, Витебск и Великие Луки по танкам, мотомехчастям, укрепленным узлам сопротивления, аэродромам и живой силе противника.

Постоянно возглавляет эскадрилью в бою, показал себя смелым, решительным и инициативным летчиком и командиром. Собственным примером в сложной обстановке боя воодушевлял свой экипаж. Правильно и эффективно использует мощное вооружение самолета ИЛ-2. Отлично и грамотно ведет бой. Всегда точно выводит самолеты на цель. Отличный бомбардир и воздушный стрелок.

30.10.42 г. группой из 6 самолетов ИЛ-2 выполнял боевое задание - штурмовой удар по аэродрому Витебск. Задание выполнил отлично. На обратном курсе был атакован 4 истребителями противника Ме-109. Вступил с ними в неравный бой. Умелым маневром и находчивостью сбил 1 Ме-109. Будучи тяжело раненым, сумел дотянуть до своей территории в полубессознательном состоянии, проявив при этом отвагу и мужество.

Эскадрилья, которой командует Московкин, имеет 108 боевых вылетов, из них 23 боевых вылета с полной бомбовой нагрузкой. За это время эскадрильей уничтожено: 14 танков, 69 автомашин, 3 точки ЗА и ЗП, 14 орудий, 3 минометных батареи, 18 пулеметных точек, 21 подвода, 6 блиндажей, 1 ангар, 1 самолет на земле, 1 самолет в воздухе, 757 человек живой силы противника.

Коллектив эскадрильи спаян, работает организовано и стремится в бой.

Умело командует эскадрильей. Отлично выполняет боевые задания. Лично проявляет мужество и храбрость. Достоин правительственной награды - ордена «Александра Невского».

Не указал в представлении командир полка лишь то, что спасая поврежденную и горящую машину, Московкин имел тяжелые ранения позвоночника, головы и голени. Но уже в декабре, не долечившись, офицер вновь вернулся в строй. Командующий войсками Калининского фронта приказом № 021/н от 5 января 1943 года наградил капитана Московкина орденом Красного Знамени (№ 61268). Кроме того, командование представило его к назначению на должность штурмана полка и присвоению внеочередного воинского звания «майор», которое было присвоено 22 февраля 1943 года.

В декабре 1942 года полк в составе 264-й штурмовой авиадивизии был выведен из боев и отправлен на переподготовку. До июля 1943 года он базировался на аэродроме Дятьково в 70 км севернее Москвы, доукомплектовывался личным составом, получал и осваивал новую технику. Впереди были сражения на Курской Дуге. В ходе этого сражения 809-й штурмовой полк возглавил новый командир полка – майор Московкин Василий Степанович. Из боевой характеристики:

«В должности командира полка за период с 3.08 по 20.08.43 г. произвел 5 успешных боевых вылетов.

14.08. при выполнении боевого задания его группа в составе 5 самолетов была атакована 12 истребителями противника типа ФВ-190. Умелым маневром и летными навыками, храбро, не считаясь с жизнью, защищая своих боевых товарищей, он 4 раза отбил атаки истребителей противника. Сам лично был атакован 3 самолетами противника. Умелым маневром создал возможность стрелку вести прицельный огонь и сбить истребители противника. Сам Московкин неоднократно заходил в лобовую атаку и вступил в неравный бой с превосходящими силами противника.

В этом бою машина была полностью повреждена огнем зенитной артиллерии и истребителями противника. Только благодаря отличной технике и мужеству, проявленному в бою, майор Московкин перетянул линию фронта и в 50 метрах от передовой посадил неуправляемый самолет.

На 20.08.43 г. совершил 112 боевых вылетов, представлен к награждению орденом Отечественной войны 1 ст.».

Однако не всегда представления воплощались в реальный боевой орден. Так случилось и в этот раз – командир полка остался не отмеченным наградой. Но за успешное выполнение заданий правительства, проявленные при этом массовое мужество и героизм, орденом Красного Знамени был награжден 809-й штурмовой авиационный полк майора Московкина.

В дальнейшем, только в течение ноября 1943 года, полк участвовал в освобождении Зенькова, Киева, Василькова, Фастова и Житомира. Очередное представление к награде гласило:

«С 28.08.43 г. по 26. 11. 43 г. полком произведено 1139 боевых вылетов, в результате которых уничтожено танков 186, автомашин 742, точек зенитной артиллерии и п.а. 164, блиндажей 24, повозок 25, арт. орудий 79, живой силы 3800 чел. Лично на Воронежском и 1 Укр. Фр. произведен 21 боевой вылет и уничтожено: танков 10, автомашин 30, точек зенит. артил. и зенит. пул. - 3, минометная бат. - 1.

За период боев завоевания плацдарма на правом берегу Днепра проявил личную отвагу в дни самых напряженных боев за переправы на р. Днепр. Лично производил по 3 боевых вылета в день, чем привил бесстрашие и неутомимость среди подчиненных летчиков полка.

Будучи ведущим большой группы самолетов - до 30, применял тактически грамотные заходы на цель, строя неуязвимые боевые порядки в своих группах, чем добивался отсутствия боевых потерь в полку.

За период с 1.10. по 8.11.43 г. полк, взаимодействуя с наземными войсками, произвел 541 боевой вылет на уничтожение боевой техники и живой силы противника».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года, командир 809-го штурмового авиационного полка майор Московкин был награжден орденом Ленина (№ 15001).

В течение декабря-начала января 1944 года наши войска в ходе Житомирско-Бердичевской наступательной операции освободили Коростень, Новгород-Волынский, вторично Житомир, Бердичев. Поддерживая наступление войск 1-го Украинского фронта, авиация 2-й воздушной армии, несмотря на неблагоприятную погоду, наносила бомбовые удары по войскам, оборонительным сооружениям противника, а также по железнодорожным узлам в тылу врага. 4 января при непосредственном участии летчиков 264-й штурмовой авиадивизии была освобождена Белая Церковь.  Личным боевым примером воодушевлял летный состав на боевые подвиги командир 809-го штурмового авиаполка майор Московкин. Он, как опытный командир, ведя в бой полк, применял тактически грамотные боевые порядки и маневры. Командование представляет офицера к очередной боевой награде – ордену Суворова III степени:командир 809-го штурмового авиаполка подполковник Московкин В.С. ставит задачу штабу полка

«6.01.44 г. несмотря на сложную метеообстановку, его полком двумя боевыми вылетами по 9 ИЛ-2 был нанесен серьезный урон в живой силе и технике отступающему противнику. В результате 2-х вылетов было уничтожено, подожжено до 9 эшелонов с военным имуществом и техникой, уничтожено 4 паровоза, 1 цистерна с горючим, 1 нефтебак, до 20 машин и до 15 подвод, разрушен пакгауз и уничтожено до 100 солдат и офицеров противника».

Однако и это представление осталось нереализованным вышестоящим командованием, посчитавшим, видимо, что недавнее награждение орденом Ленина с лихвой окупает благодарность за проявленные боевые заслуги.

28 января 1944 г. закончилось окружение фашистской группировки в районе Корсунь-Шевченковского. Наша авиация и зенитная артиллерия почти полностью блокировали окруженную группировку с воздуха. Несмотря на неблагоприятную погоду наши летчики сбили 257 самолетов противника, в том числе 31 транспортный самолет. Одновременно наносились удары по аэродромам и посадочным площадкам противника, в результате чего было уничтожено более 200 самолетов, главным образом транспортных. Наша авиация бомбила и штурмовала войска противника, его артиллерию и железнодорожные узлы.

В дальнейшем, в ходе Проскуровско-Черновицкой наступательной операции, полк Московкина участвовал в освобождении Винницы, Проскурова, Каменец-Подольска, обеспечении прорыва 3-й гвардейской и 4-й танковых армий боеприпасами и горючим, вооружением и другими грузами. За проявленные массовые мужество и героизм летчиками полка, 809-му штурмовому Краснознаменному авиаполку приказом Верховного Главнокомандования было присвоено почетное наименование Каменец-Подольского. К очередному ордену был представлен и его командир:

«За время его командования, штурмовой авиаполк произвел 2150 боевых вылетов. Было уничтожено: танков - 186, автомашин - 742, укрепленных точек - 13, точек ЗА и ПА - 146, минометных батарей - 26, складов с боеприпасами - 18, складов ГСМ - 19, автоцистерн - 28, блиндажей - 24, артиллерийских орудий - 79, уничтожено - 3800 солдат и офицеров противника.

Им лично на 1 Украинском фронте совершено 33 боевых вылета. Уничтожено: танков - 12, точек ЗА и ПА - 4, складов с боеприпасами - 1.

За время боевых операций полк имел 5 боевых потерь, 1 не боевую.

6.01.44 двумя вылетами 9 ИЛ-2 в сложных метеоусловиях был нанесен серьезных урон врагу в живой силе и технике. Подожжено 9 эшелонов с боеприпасами и техникой, разрушен пакгауз, уничтожено 20 автомашин, 15 подвод, 4 паровоза, 1 цистерна с горючим. Лично совершил 141 боевой вылет.

Достоин награждения орденом Александра Невского».

Приказом командующего 2-й воздушной армией № 0135/н от 11 июня 1944 года командир 809-го штурмового авиационного полка подполковник Московкин В.С. был награжден орденом Александра Невского № 8245. А на следующий день он был удостоен еще и американского креста «За выдающиеся летные заслуги».

Аттестация подполковника Московкина от 19 июня 1944 года содержит следующие сведения о том периоде его боевой деятельности:

«Энергичный и исполнительный командир, лично дисциплинирован и исполнителен, к подчиненным требователен. Характер вспыльчивый и горячий.

За время командования полком проявил себя хорошим организатором боевой работы. Хорошо сплотил штаб полка, благодаря чему полк по четкости и своевременности выполнения поставленных задач стоит в дивизии на первом месте. Документация ведется хорошо.

Как летчик подготовлен хорошо. Лично произвел 148 боевых вылетов, из них 64 боевых вылета во время Отечественной войны.

За 1944 г. полком произведено 617 боевых вылета, с полетом 153 часа 54 мин. И уничтожено самолетов 46, танков 105, автомашин 421, живой силы 2311 чал., подвод 182, ж\д вагонов 89, паровозов 7, орудий з.а. и з.п. 19, полевой артиллерии 9, минометных точек 3, блиндажей 14, разных складов 2, бензоцистерн 2, складов ГСМ -1.

За этот период полк понес потери 8 самолетов, 2 летчика, что составляет налет на одну потерю летчика 358 боевых вылетов.

Учеба в полку организована хорошо. Лично следит за подготовкой руководителей к занятиям.

За 1944 год полк по результатам боевой работы занял 1-е место в корпусе.

Должности командира полка соответствует. Достоин продвижения на зам. командира дивизии».

13 июля войска 1-го Украинского фронта перешли в наступление на Рава-Русском направлении. При прорыве второй полосы обороны врага большую помощь наземным войскам оказала  авиация. Штурмовики подавляли и уничтожали боевую технику и живую силу врага, истребители надежно прикрывали боевые порядки наступающих войск. 264-я штурмовая авиадивизия была включена в состав 8-й воздушной армии и в течение июля участвовала в освобождении городов Буск, Сокаль и Рава-Русская. В августе части дивизии были переданы в состав 5-й воздушной армии и сражались уже на 2-м Украинском фронте на кишиневском направлении.

6 августа подполковник Московкин был назначен заместителем командира 264-й штурмовой авиационной Киевской Краснознаменной, ордена Кутузова дивизии. Он по-прежнему совершал боевые вылеты. В одном из них, во время воздушных боев за расширение Сандомирского плацдарма, 27 августа 1944 года подполковник Московкин был сбит зенитной артиллерией, получив трещину лобовой кости и сотрясение головного мозга – третье по счету тяжелое ранение.

4 июня 1944 года Президиум Верховного Совета СССР своим Указом ввел порядок награждения орденами и медалями военнослужащих Красной Армии за выслугу лет. Общий стаж службы Московкина к этому времени достиг уже более 10 лет, в связи с чем за длительную безупречную службу в рядах армии он 30 ноября 1944 года был награжден медалью «За боевые заслуги» (№ 1713642).

На финальном этапе войны, в 1945 году 264-я штурмовая авиадивизия в составе 5-й воздушной армии принимала активное участие в Будапештской и Венской наступательных операциях. Будапешт и Тата, Врабле и Трнава, Вена и Годонин – многие венгерские, австрийские и чехословацкие города, малые и большие населенные пункты были взяты и освобождены при непосредственном участии летчиков дивизии, завершивших свои боевые действия участием в освобождении Брно и Праги.

И вновь слово – строчкам из боевых характеристик подполковника Московкина:заместитель командира 264-й штурмовой авиадивизии подполковник Московскин В.С. с летчиками дивизии

«В занимаемой должности с 6.08.44 г. Проявил себя энергичным, инициативным офицером. Систематически осуществлял контроль за летной и учебно-боевой подготовкой частей. Имеет большой личный опыт боевой работы и умело передает его подчиненным. Техника пилотирования хорошая. На боевых самолетах летает без желания.

За период Отечественной войны произвел 148 боевых вылета, из них: на СБ - 103, на ИЛ-2 - 45 боевых вылета. Общий налет 2351 час, из них на ИЛ-2 - 171 час.

За Отечественную войну имеет 3 тяжелых ранения и одно легкое.

За время операции по овладению г. Брно дивизия взаимодействовала с конно-механизированной группой. Тов. Московкин В.С. хорошо организовал управление самолетами с КПП командующего, что дало возможность оказать действенную помощь конникам, за что ему объявлена благодарность и представлен к ордену «Отечественной Войны 2 ст.».

Однако и это представление, третье за всю войну, осталось без внимания со стороны командования, уравновесив количество реализованных представлений по отношению к нереализованным.

По окончании боевых действий дивизия была передислоцирована в город Тирасполь. В январе 1946 года В.С.Московкин получил очередное воинское звание «полковник», а в мае того же года был назначен командиром 338-го отдельного транспортного авиаполка в городе Бельцы. В течение следующих шести лет он командовал полком, а в марте 1952 года был назначен заместителем командира 4-й авиатранспортной дивизии. Характеристики той поры содержат лишь положительные выводы о служебной деятельности офицера:

«Благодаря упорной и настойчивой работе по воспитанию подчиненных у далось вывести свой полк на 1-е место в армии по всем видам…

За 1947 г. полк произвел 2173 вылета с полетом 1168 час. Сделано 200 маршевых полетов, проведено 178 воздушных стрельб, 137 бомбометаний. За это время в полку была одна авария мотора….

За время командования полком в составе 40 АТД проявил себя только с хорошей и положительной стороны. В силу имевшихся ранений в голову, допускает излишнюю восприимчивость и нервозность…

За хорошее руководство авиаполком при проведении показательных учений в 1951 г. объявлена благодарность и награжден ценным подарком приказом Военного министра № 0169 от 24.08.51 г. …

В 1952 г. при проведении учений ОдВО и ПрикВО составом до 4 авиаполков методически правильно организовал вылеты самолетов с оперативных аэродромов без всяких летных происшествий.

Способен осуществлять самостоятельное руководство».

Награды на груди полковника Московкина прибавлялись и в мирное время, причем даже больше чем во время войны. Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1949 года и 3 ноября 1953 года за 15-летнюю и 20-летнюю безупречную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, он был награжден соответственно орденами Красной Звезды (№ 2868669) и Красного Знамени (№22510-«2»), а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1954 года, за овладение техникой полета в сложных метеоусловиях – третьим орденом Красной Звезды (№ 3156859).

Однако и это были не последние награды полковника Московкина. В сентябре 1955 года он окончил курсы усовершенствования командного состава при Краснознаменной военно-воздушной академии, получив назначение на должность первого заместителя командира 12-й авиатранспортной дивизии. Дивизия дислоцировалась в родном городе – Туле. В этой должности полковнику Московкину пришлось еще раз руководить боевыми действиями подчиненных – в октябре-ноябре 1956 года части дивизии осуществляли боевое обеспечение операции по восстановлению конституционного порядка в Венгрии, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1956 года полковник Московкин был награжден третьим орденом Красного Знамени (№ 9095-«3»).

«Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях на самолетах ИЛ-12, ИЛ-14, АН-8. – значится в очередной служебной характеристике. За период летной работы налет на всех типах самолетов 4802 часа, в т.ч. в сложных метеоусловиях и ночью 321 час. Военный летчик 1-го класса». Еще одной наградой была отмечена служба офицера – четвертый орден Красной Звезды (№ 3508415) появился на груди полковника Московкина.

Однако и раны, полученные на войне, все чаще стали давать знать о себе. Появилась раздражительность и усталость, головные боли и другие болезни. Несколько проведенных в 1958-1960гг. военно-врачебных комиссий постепенно признали негодность офицера к летной работе. В апреле 1960 года полковник Московкин был уволен в отставку, отдав службе в армии более 26 лет своей жизни.

После выхода в отставку, с сентября 1961 года до мая 1994 года Василий Степанович Московкин трудился завучем по производственному обучению в Тульской средней школе № 4. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов он был награжден последним своим орденом – Отечественной войны I степени (№ 1106016).

18 мая 1994 года Василий Степанович Московкин умер. Он похоронен на Тульском городском кладбище.

Полковник Московкин В.С. – кавалер ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, четырех орденов Красной Звезды. Был награжден многими медалями, в числе которых медали «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и другие. Он являлся также кавалером американского креста «За выдающиеся летные заслуги» (Distinguished Flying Cross).

Материал по кавалеру предоставил есаул Лепехин А.Н.

Источники: наградные листы, боевые и служебные характеристики.

Hosted by uCoz