ГАЛИГУЗОВ ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ

майор

Кавалер ордена Александра Невского майор Галигузов Д.П.

Родился 25 июня 1906 года в селе Ольховатка Поныровского района Курской области.

С 1928 по 1930 годы прошел срочную службу в Красной Армии в 55-м артиллерийском полку 55-й артдивизии Орловского военного округа после чего был уволен в запас.

В 1932 году окончил 7 классов колхозной школы в городе Щигры Курской области и в том же году поступил в 7-ю Сталинградскую летную школу.

После трех лет учебы получил назначение на должность командира корабля в 4-ю авиационную бригаду Московского военного округа, а в феврале 1940 года был переведен на такую же должность в 67-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа. В составе этого полка Галигузов встретил начало Великой Отечественной войны.

К 22 июня 1941 года полк имел на вооружении 64 самолета И-16. Это был лучший истребительный полк Одесского округа в предвоенный период, и первые же воздушные бои подтвердили его репутацию. 22 июня 1941 года противник предпринял две неудачных попытки налета на аэродром базирования авиаполка в Болграде, но летчики полка отразили эти налеты. Всего за этот день полк уничтожил по разным данным от 13 до 16 самолетов противника в 117 боевых вылетах, потеряв при этом не более 2 своих самолетов.

С началом войны полк вошел в состав Юго-Западного фронта образованного на юго-западном направлении советско-германского фронта. В ходе приграничных сражений 1941 года войска фронта отражали удары превосходящих сил немецкой группы армий «Юг» на юго-западных границах страны, нанесли противнику урон в танковом сражении под Дубно, Луцком, Ровно и задержали его продвижение. В середине июля  враг был остановлен под Киевом, а во второй половине июля - начале августа во взаимодействии с Южным фронтом была сорвана попытка противника разгромить советские войска на Правобережной Украине.

В сентябре 1941 года 67-й истребительный авиаполк был выведен из боев на переформирование и перевооружение на истребители «Харрикейн». В начале 1942 года он вошел в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО столицы.Галигузов Д.П. - выпускник 7-й Сталинградской летной школы

В июне 1942 года старший лейтенант Галигузов назначается заместителем командира 390-й отдельной эскадрильи связи 1-й воздушной армии и воюет на Калининском фронте. Он выполняет задачи по обеспечению связи в прифронтовой полосе, вылетает на связь с партизанами в тыл противника и другие важные приказы командования.

В июле 1943 года – новое назначение. Как летчик, имевший к тому времени огромный летный боевой опыт, Галигузов назначается на должность пилота в 18-й отдельный тренировочный авиаполк 3-го Украинского фронта. Вплоть до февраля 1944 года он готовил летчиков для фронта, однако и сам горел желанием быть на передовой, сражаться с врагом в воздухе.

Наконец, в феврале 1944 года капитан Галигузов получает направление в действующую армию – он назначается командиром эскадрильи в 955-й штурмовой авиационный полк 305-й штурмовой Павлоградской Краснознаменной авиадивизии, и с апреля 1944 года началась его наиболее активная боевая работа на фронте. О том как он воевал с врагом, лучше всего рассказывают его наградные листы к четырем боевым орденам, первого из которых он был удостоен уже через месяц после прибытия в 955-й штурмовой авиаполк:

«Капитан Галигузов на фронтах Отечественной войны с июня 1941 года. За это время совершил 220 самолето-вылетов на самолете У-2 на связь с войсками, из них 40 на связь с партизанами. В полку с апреля месяца 1944 года. За время пребывания в 955 штурмовом авиаполку совершил 12 успешных боевых самолето-вылетов в качестве ведущего группы 8 самолетов на уничтожение войск, грузов и техники противника.

Скромный, грамотный, работоспособный офицер-руководитель. Отлично знает материальную часть и вооружение самолета, обладает высоким мастерством техники пилотирования и ориентировки. Группы ведет без потерь. В бою смел, отважен и разумен. В подразделении пользуется заслуженным авторитетом.

За успешно совершенные боевые вылеты, за героизм, проявленный при этом, за отличное выполнение боевых заданий, командира авиаэскадрильи капитана Галигузова Дмитрия Павловича представляю к правительственной награде ордену «Красное Знамя».

Командир 955 штурмового авиаполка гвардии майор Симонов.

14 мая 1944 года».

Приказом командующего 17-й воздушной армией № 023/н от 30 мая 1944 года капитан Галигузов был награжден орденом Красного Знамени (№ 105835).

В июле 1944 года 305-я штурмовая авиадивизия передается в состав 14-й воздушной армии и продолжает сражаться уже на 3-м Прибалтийском фронте, участвуя в Псковско-Островской, Тартуской и Рижской наступательных операциях.

В сентябре 1944 года на майора Галигузов готовится новый наградной лист:

«Представляется к правительственной награде за 20 успешных боевых вылетов. На фронтах Отечественной войны, в борьбе с немецкими оккупантами, участвует с июня 1941 г. В полк прибыл в апреле 1944 г. и за время боевых действий полка совершил 30 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника. В результате штурмовых и бомбовых ударов лично уничтожил: 6 танков, 15 автомашин с войсками и грузами, 3 полевых артиллерийских орудия, 3 зенитных точки, 3 ДЗОТа, 16 конных повозок, рассеял и частично уничтожил до двух взводов пехоты противника.

Под его руководством эскадрилья совершила 168 успешных боевых вылетов, имея две боевых потери. Являясь ведущим группы в 6-8 самолетов, группы водит без потерь и отлично выполняет задания командования. Обладает высоким мастерством в технике пилотирования и ориентировке. В бою смел, отважен, обладает спокойствием и выдержкой. В борьбе за освобождение Советской Прибалтики показал мужество и храбрость.

За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные в борьбе с немецкими оккупантами, за талантливое руководство эскадрильей – достоин награждения орденом «Красное Знамя».

Командир 955 штурмового авиаполка гвардии майор Симонов.

12 сентября 1944 года».

Представление было поддержано командиром дивизии, однако командующий 14-й воздушной армией приказом № 060/н от 4 октября 1944 года наградил майора Галигузова орденом Отечественной войны I степени (№ 78374).Кавалер ордена Александра Невского майор Галигузов Д.П.

В октябре 1944 года – очередное представление к награде:

«Представляется к правительственной награде за успешное и талантливое руководство авиаэскадрильей.

К руководству эскадрильей приступил 19-го апреля 1944 г. и за период боевых действий полка руководимая им эскадрилья совершила 300 успешных боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника, имея всего лишь 2 боевые потери. В результате штурмовых действий эскадрильей уничтожено: танков – 37, автомашин с войсками и грузами – 72, полеых артиллерийских орудий – 21, зенитных точек – 32, ДЗОТов -13, конных повозок с грузами – 58, пулеметных и минометных точек – 22, взорвано 7 складов с боеприпасами и грючим, рассеяно и частично уничтожено до двух батальонов пехоты противника.

Являясь ведущим группы в 8-12 самолетов, группу водит без потерь и отлично выполняет задания командования. Отличный волевой офицер-руководитель, обладает высоким мастерством в технике пилотирования и ориентировке. Лично сам совершил 36 успешных боевых вылетов, проявив в бою смелость, мужество и отвагу. В освобождении Советской Прибалтики личный состав эскадрильи показал образцы мужества, храбрости и геройства, беспощадно громя и уничтожая оборонительные рубежи противника.

За талантливое руководство эскадрильей, за личное мужество и отвагу достоин правительственной награды – ордена «Александр Невский».

Командир 955 штурмового авиаполка гвардии майор Симонов.

27 октября 1944 года».

В связи с тем, что 27 ноября 1944 года управление 14-й воздушной армии было вы­ведено в резерв Ставки ВГК, а ее соединения и части переданы в другие воздуш­ные армии, реализация представления несколько задержалась. 305-я штурмовая авиадивизия вошла в состав 15-й воздушной армии и продолжала сражаться на 2-м Прибалтийском фронте. Лишь 15 января 1945 года приказом командующего 15-й воздушной армией № 05/н майор Галигузов был награжден орденом Александра Невского № 19680. А еще до этого события, за 10-летнюю безупречную службу в рядах Красной Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 ноября 1944 года майор Галигузов был награжден медалью «За боевые заслуги» (№ 1582118).

Активное участие 955-го штурмового авиационного полка в Рижской операции и освобождении столицы Латвии, мужество и героизм, проявленные летчиками полка в этих боях, были высоко отмечены Верховным Главнокомандующим – полку было присвоено почетное наименование «Рижский».

В октябре 1944 года войсками 2-го и 1-го Прибалтийских фронтов была блокирована курляндская группировка противника – группа армий «Север». Вплоть до апреля следующего, 1945 года, наши войска продолжали блокаду и проводили операции по уничтожению этой группировки.

В воздушных боях продолжал принимать участие и 955-й штурмовой авиаполк, в составе которого с сентября 1944 года майор Галигузов выполнял обязанности штурмана полка. К марту 1945 года он совершил уже 61 боевой вылет и вновь был представлен к ордену:

«Представляется к правительственной награде за 20 успешных боевых вылетов.

На фронтах Отечественной войны, в борьбе с немецкими оккупантами, участвует с июня 1941 года. В полк прибыл в апреле м-це 1944 года и за время боевых действий полка совершил 61 успешный боевой вылет на штурмовку живой силы и техники противника.

В результате штурмовых и бомбовых ударов лично уничтожил: 7 танков, 18 автомашин с войсками и грузами, 6 артиллерийских полевых орудий, 4 зенитные точки, 3 ДЗОТа, 19 конных повозок, рассеял и частично уничтожил о 2-ух взводов пехоты противника.

Летает ведущим групп до 16 самолетов. 27.2.45 года 16 самолетов Ил-2 точно вывел на цель в районе Бундуж. В результате успешной штурмовки группой уничтожено и повреждено: 2 орудия ПА, 1 миномет, 2 отделения пехоты противника, взорван склад боеприпасов и создано 2 больших очага пожаров.

В должности штурмана полка с сентября месяца 1944 года. За это время проявил себя грамотным командиром по штурмовой службе. Повседневно готовит летный состав по штурмовой подготовке, благодаря чему в полку не было ни одного случая потери ориентировки и удара по своим войскам.

Много работает с летным составом и особенно с штурманами эскадрилий по повышению эффективности ударов по противнику, а так же много уделяет внимания летчикам-фотографам, готовя их к отличному фотографированию результатов работы над целью. В бою смел, отважен, обладает спокойствием и выдержкой.

За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленную в борьбе с немецкими оккупантами, достоин правительственной награды ордена «Красное Знамя».

Командир 955 штурмового авиаполка гвардии подполковник Симонов.

31 марта 1945 года».

Приказом командующего 15-й воздушной армией № 036/н от 30 апреля 1945 года капитан Галигузов был награжден вторым орденом Красного Знамени (№ 201222).

После окончания войны и подписания противником акта о безоговорочной капитуляции, подводя итого участия полка в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, командованием полка и дивизии принимается решение о представлении штурмана 955-го штурмового Рижского авиационного полка 305-й штурмовой Павлоградской Краснознаменной авиационной дивизии к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза. Именно в этом представлении была наиболее полно и всесторонне отражена боевая деятельность майора Галигузова Д. П.:

«Представляется к присвоению звания «Герой Советского Союза» за 105 успешных боевых вылетов, из них 65 боевых вылетов на самолете Ил-2 в качестве ведущего группы 8-16 самолетов, 40 успешных боевых вылетов по связи с партизанскими отрядами, находящимися на временно оккупированной территории немцами, 406 вылетов по связи с прифронтовой полосой на самолете ПО-2.

Участвуя в Отечественной войне с немецкими захватчиками с июня 1941 г. на Юго-Западном, 3-м Украинском, 3-м и 2-м Прибалтийских фронтах и Ленинградском фронте, выполнял боевые задания командования в Одесской операции и в операциях по освобождению Советской Прибалтике, проявив при этом образцы умения и героизма.

Бесстрашный, опытный летчик, талантливый руководитель, организатор и воспитатель подчиненных.

Боевой путь майора Галигузова славен множеством примеров личной храбрости и умения наносить сокрушительные удары по скоплениям живой силы и техники противника. Отличное владение техникой пилотирования, материальной частью и вооружением самолета Ил-2, обеспечивает ему постоянное успешное выполнение самых сложных боевых заданий командования с минимальными потерями.

За время пребывания в 390 авиаэскадрилье связи с июня 1942 г. по февраль 1943 г. совершил 406 вылетов по связи в прифронтовой полосе.

Выполняя боевые задания по связи с партизанскими отрядами на временно оккупированной территории в 1941-1942г., одновременно выполнял задания по бомбардировке военных объектов противника.

За время участия в боевых действиях полка, особенно отличился в боях по освобождению Советской Прибалтики.майор запаса Галигузов Д.П.

14.9.44г. в составе 8 самолетов Ил-2, будучи ведущим, выполнял боевое задание по бомбардировке скопления живой силы и техники пр-ка в р-не г.Тарту. Когда самолеты приблизились к цели, их встретила плотная облачность и дождь, но, несмотря на это, майор Галигузов повел летчиков в атаку.

Штурмовики действовали с Н-300 м., снижаясь до 50-25 м., произвели 4 захода. Гитлеровцы не ожидали удара с воздуха и поэтому понесли тяжелые потери, при этом уничтожено: 8 автомашин с войсками и грузами, 2 танка, 2 орудия.

В этот же день майор Галигузов водил еще один раз группу 6 самолетов Ил-2 в бой и успешно выполнил боевое задание.

При выполнении боевых заданий по овладению городом Тарту, майору Галигузову была поставлена задача группой 6 самолетов без прикрытия бомбить и штурмовать живую силу и технику противника. При выполнении боевого задания группу атаковали 4 истребителя ФВ-190. Воздушные стрелки хладнокровно отбивали атаки, а летчики производили заход за заходом на цель. При появлении еще 2-х Ме-109 истребители противника вновь возобновили атаку, но не смогли сорвать успешную штурмовку группой майора Галигузова.

Благодаря умелому управлению группой, взаимной выручке летного состава, были успешно отражены атаки истребителей пр-ка и сбит один самолет Ме-109. Группа возвратилась на свой аэродром без потерь, выполнив на отлично боевое задание.

16.9.1944 г. немцы пытались сорвать атаку наших войск в р-не г.Тарту, послав для этого 12 самолетов Ю-87 с прикрытием 6 истребителей Ме-109. Во время встречи с группой Галигузова – занимали положение для атаки наших войск. Тов.Галигузов, будучи ведущим группы 8 самолетов Ил-2, принял решение сорвать вражескую атаку, и врезался в строй противника, в результате чего немецкие самолеты, беспорядочно сбросив бомбы, повернули обратно.

Майор Галигузов вывел группу на цель и, отлично выполнив задание командования, возвратился на свой аэродром без потерь.

6.9.44 г. группа в составе 6 Ил-2 под командованием майора Галигузова вылетела на бомбометание техники и живой силы пр-ка в р-не Возула. Метеоусловия были исключительно сложные: низкая облачность и дымка закрывали цель. Противник в такую погоду не ожидал удара с воздуха и поэтому появление группы майора Галигузова над целью явилось неожиданностью для противника.

С трех заходов, 9-ю атаками было подожжено 3 танка, 4 автомашины, рассеяно и частично уничтожено около двух взводов солдат и офицеров противника. Прикрывающая эту группировку зенитная артиллерия открыла огонь только со второго захода, а на третьем заходе воздух был покрыт сплошными разрывами, но, несмотря на это,  группа выполнила задание и возвратилась на свой аэродром без потерь.

26.12.44 г. майор Галигузов группой в 16 Ил-2 попарно вылетел на штурмовку арт.мин.позиций в р-не Джукстэ. В связи с низкой облачностью маневр по высоте был невозможен, а р-н цели прикрывали 10 орудий ЗА и МЗА противника.

При подходе к цели воздух был покрыт сплошными разрывами снарядов ЗА. Получив подтверждение: «выполнять боевое задание только по заданной цели», майор Галигузов повел группу в атаку. В результате успешной штурмовки при первом заходе на цель было уничтожено 2 орудия ЗА и 3 миномета. На втором заходе был поврежден снарядом ЗА мотор самолета майора Галигузова. Из пробитого блока вышла вода и масло залило кабину и глаза майора Галигузова, однако он только после выполнения боевого задания, передав управление группой заместителю, повел свой самолет на свою территорию и, перетянув через линию фронта, произвел посадку в 300 м. от линии фронта.

24.1.45 г. немцы пытались контратаковать наши войска в р-не г.Салдус. Группе майора Галигузова была поставлена задача – штурмовать скопление живой силы и техники пр-ка и тем самым оказать помощь наземным войскам в отражении вражеской контратаки.

Группа в составе 12 Ил-2 держала цель под ударом 15 мин., нанеся при этом большие потери пр-ку в живой силе и технике.

За отличное выполнение задания майор Галигузов был отмечен в приказе командующего 15 ВА.

27.2.45 г. группа в составе 13 самолетов Ил-2 под командованием майора галигузова вылетела на бомбометание и штурмовку арт.мин.позиций и скоплению живой силы и техники пр-ка. Подходя к цели, группа была обстреляна интенсивным огнем ЗА пр-ка.

Майор Галигузов смело повел группу на цель, сделав за три захода до 10 атак уничтожил 3 орудия, 2 миномета, более двух отделений солдат пр-ка, взорвал склад с боеприпасами и создал три больших очага пожара. Группа пришла на свой аэродром без потерь.

Находясь на должности командира АЭ с апреля по сентябрь месяц 1944 г., благодаря настойчивости и кропотливой воспитательной работе среди личного состава, высокой требовательности и командирской заботе о подчиненных, добился того, что АЭ заняла первое место по боевой работе.

В январе 1945 г. майор Галигузов был назначен на должность штурмана полка, а уже в феврале месяце добился того, что полк имел 94% сфотографированных результатов бомбометания, из них эффективных 89%. За время пребывания в должности штурмана полка не было случае потери ориентировки летным составом и невыхода групп на цель. Проводит систематические занятия с летным составом по штурманской службе. Всего провел 172 часа занятий. Ввел в бой 15 молодых летчиков.

Являясь членом партбюро и членом парткомиссии дивизии, ведет большую воспитательную работу среди личного состава полка по укреплению воинской дисциплины и выполнению приказов Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов.Сталина по окончательному разгрому гитлеровской Германии.

За отличное выполнение боевых заданий и проявленный при этом героизм – достоин высшей правительственной награды, присвоения звания Герой Советского Союза.

Командир 955 штурмового авиационного Рижского полка

гвардии подполковник Симонов.

8 мая 1945 года».

Представление было поддержано не только командиром дивизии, но и командующим 15-й воздушной армией, а также Членом Военного Совета и командующим войсками Ленинградского фронта. Однако, дойдя до штаба ВВС Красной Армии, движение представления к званию Героя остановилось… Лишь 2 декабря 1945 года представление было реализовано: командующий ВВС КА приказом № 095/н наградил майора Галигузова Д.П. третьим орденом Красного Знамени (№ 243092).майор Галигузов Д.П. в кругу семьи

К этому времени Д. П. Галигузов уже обучался в Полтавской высшей офицерской школе штурмовиков, в которую был направлен еще в мае 1945 года. После окончания школы в июле 1946 года он был назначен на должность штурмана 166-го гвардейского штурмового авиаполка 10-й гвардейской авиадивизии, однако уже через месяц по состоянию здоровья был уволен в запас.

После увольнения работал директором опытного поля в одном из колхозов родного Поныровского района Курской области. Через некоторое время перебрался с семьей в Киев, где до глубокой старости проработал в одном из местных военкоматов. Умер Дмитрий Павлович Галигузов в 1998 году.

Он вырастил двух дочерей и сына, который пошел по стопам отца, окончив Кировоградское военное авиационное училище летчиков. Летал на военных самолетах, а впоследствии переучился на гражданские типы самолетов. Пролетал до пенсии, а, уволившись, работал диспетчером в Курском аэропорту. Умер в апреле 2008 года.

Майор Галигузов Д.П. – кавалер трех орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского и ордена Отечественной войны I степени. Он был награжден также несколькими медалями.

 

Источники: Наградные листы, учетная карточка награжденного, учетно-послужная карта офицера.

 

 

Hosted by uCoz