БЕЛОУСОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ полковник Родился 14 октября 1918 года на железнодорожной станции Кистендей Аркадакского района Саратовской области. В 1934 году окончил семилетнюю школу и поступил в железнодорожный техникум, но доучиться не успел, так как по окончании третьего курса в 1937 году был призван в армию. В 1940 году окончил авиационное училище летчиков-бомбардировщиков и для прохождения дальнейшей службы был направлен в 53-й дальнебомбардировочный авиационный полк 36-й авиадивизии, базировавшийся на аэродроме Реблицы в Новгородской области. О начале войны командир звена лейтенант Белоусов узнал в первый же день. А еще через четыре дня совершил свой первый боевой вылет на бомбардировку танковых колонн противника по дороге Вильнюс - Каунас. Однако не все складывалось гладко - уже на третьем боевом вылете, 27 июня 1941 года истребителями противника самолет Белоусова был сбит и из горящего самолета ему пришлось прыгать с парашютом... Возвратившись в полк, лейтенант Белоусов продолжал выполнять боевые задания по бомбардировке объектов в тылу противника. К концу 1941 года полк сменил четыре аэродрома базирования, отодвигаясь с отступающими частями Красной Армии на восток. Сменил место службы и Н.И.Белоусов. В битве за Москву в период с 21 октября по 27 декабря 1941 года он командовал звеном уже в составе 455-го авиаполка 36-й авиадивизии. Выполнил 11 успешных боевых вылетов по скоплениям танков, автомашин и группировок фашистских войск, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942 года был награжден первой боевой наградой - орденом Красного Знамени (№ 32823). 11 сентября 1942 года полк перебазировался в Заполярье на аэродром Африканда. По приказу Ставки летчики полка должны были осуществлять усиленные удары по аэродромам вражеской авиации, с которых противник атаковал конвои с оружием и техникой из США и Англии во время их перехода в Мурманский порт. Начало боевых действий на новом операционном направлении в Заполярье было успешным. Так, 14 сентября экипаж лейтенанта Белоусова нанес бомбовый удар по аэродрому Наутси, 16 сентября 1942 года - удар по аэродрому Кемиярви, 19 сентября 1942 года - удар по аэродрому Раваниеми. Все вылеты были выполнены ночью. Всего к 20 сентября 1942 года Белоусов выполнил 44 боевых вылета, из которых 24 - ночью. Это был уже богатый боевой опыт. Однако на следующем, 45-м вылете самолет Белоусова вновь был сбит, но теперь уже зенитной артиллерией противника. О том как пришлось пробираться через линию фронта к своим частям Николай Иванович Белоусов подробно рассказывает в своих воспоминаниях ... После недолгого отсутствия возвратился в свой полк. 30 ноября 1942 года был назначен заместителем командира авиаэскадрильи. Выполнял вылеты на бомбардировку не только аэродромов, но крупных городов в тылу противника: Кенигсберга, Данцига, Варшавы. За успешное выполнение бомбовых ударов по объектам глубокого тыла, а также за участие в операциях по обеспечению перехода морем караванов судов с оружием из Америки в Мурманский порт Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года был награжден орденом Отечественной войны II степени (№ 6567). Командованием придавалось большое значение дальним полетам нашей авиации для бомбардировки глубокого тыла противника. Летчики и техники использовали все возможности для осуществления успешных боевых вылетов, применяя любые оригинальные технические идеи. Так, экипаж Белоусова 12 апреля 1943 года выполнил свой самый продолжительный вылет по объектам Кенигсберга, длившийся 10 часов 15 минут, с подвесными топливными баками. 20 апреля бомбовый удар был нанесен по Тильзиту. А 17 июля 1943 года приказом Главкома ВВС за успешные боевые вылеты на бомбардировку объектов глубокого тыла Белоусов был награжден вторым орденом Красного Знамени (№ 3135 - "2"). 4 сентября 1943 года капитан Белоусов получает под командование авиаэскадрилью в 109-м авиационном полку 48-й авиадивизии авиации дальнего действия. В составе этого полка он станет участником боев за освобождение Белоруссии, Прибалтики и Польши, будет участвовать в боях над территорией Восточной Пруссии. Из наградного листа: "С 22 июня 1941 года по 26 августа 1944 года командир авиаэскадрильи 109-го авиационного полка дальнего действия майор Белоусов Н.И. совершил 165 боевых вылетов. После награждения его в 1943 году орденом Красного Знамени совершил 48 боевых вылетов на железнодорожные узлы Минска, Орши, Брянска, Витебска, Орла, Резекне, Полоцка, Выборга, Вильно, а так же 4 боевых вылета на уничтожение аэродромов в Олсуфьево, Лида, Балбасово, Идрица и 15 боевых вылетов на укрепленные узлы сопротивления противника в районах: Мга, Духовщина, Березино, Божедары, Бояры. 14 июня 1944 года в сложных метеорологических условиях и под огнем зенитных средств противника в районе Выборга точным бомбометанием уничтожил артиллерийскую батарею противника и эшелон с военной техникой." За умелое вождение боевых групп самолетов авиации дальнего действия и личное летное мастерство при выполнении боевых вылетов, нанесение противнику значительных потерь в ходе бомбардировки железнодорожных узлов и аэродромов противника на Северо-Западном направлении действия наших войск, приказом командующего авиацией дальнего действия № 0665/н от 6 ноября 1944 года командир эскадрильи 109-го авиационного полка 48-й авиационной дивизии дальнего действия майор Белоусов Н.И. награжден орденом Александра Невского № 19001. Всего в ходе войны с фашистской Германией майор Белоусов произвел 180 боевых вылетов, в том числе из них по объектам глубокого тыла противника: Кенигсберг – 5 ударов, Данциг – 4 удара, Варшава – 3 удара, Инстербург – 2 удара, Берлин – 1 удар (24 марта 1945 года), Хельсинки – 1 удар (6 февраля 1944 года), Тильзит – 1 удар. Боевые действия в войне с Германией закончил 30 апреля 1945 года, выполнив последний боевой вылет по морскому порту Свинемюнде. Приказом командующего 18-й воздушной армии от 13 июля 1945 года майор Белоусов был награжден орденом Отечественной войны I степени (№ 225117). Однако война для майора Белоусова на этом не закончилась. Он был направлен на Дальний Восток, где, временно исполняя должность командира 433-го авиаполка дальнего действия 55-й авиадивизии дальнего действия, принимал участие в бомбардировке важных объектов Квантунской армии на территории Китая. Лично майор Белоусов выполнил два боевых вылета, последний из которых, 15 августа 1945 года, был произведен по укрепленному району Шиминза. Его общий налет к концу 1945 года составил 1500 часов, из которых 814 часов - ночью. В послевоенный период работал на различных командных и штабных должностях, окончил Военно-Воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина, где и продолжал службу в дальнейшем. По собственному желанию был уволен из армии в мае 1979 года в воинском звании "полковник". Послевоенный период службы Н.И.Белоусова также отмечен рядом государственных наград. За длительную и безупречную службу в рядах Советской Армии он был награжден медалью "За боевые заслуги" (№ 3208302) и орденом Красной Звезды (№ 3067813). За успехи, достигнутые в боевой и политической подготовке - орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени (№ 17804), а к 40-летнему юбилею со Дня Победы - орденом Отечественной войны II степени (№ 1059911). Отмечен труд полковника Белоусова и в научной работе. Он защитил не только кандидатскую, но и в 1965 году докторскую диссертацию по автоматизации управления частями и соединениями дальней авиации. После увольнения из армии, в июне 1979 года полковник Белоусов был принят в научно-исследовательскую группу Военно-Воздушной Академии им.Гагарина, где проработал до декабря 1991 года, после чего вышел на заслуженный отдых. Полковник Белоусов Н.И. - кавалер двух орденов Красного Знамени, орденов Александра Невского и Отечественной войны I степени, двух орденов Отечественной войны II степени, орденов Красной Звезды и "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени. Он награжден также многими медалями. Источники: 1. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 690155, дело 7095, лист 72. 2.«Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. – стр. 42-43; 3. Сборник "От солдата до генерала: Воспоминания о войне". Том 7. М.: Академия исторических наук, 2006. - стр. 80-94. |