ДВАЖДЫ  КАВАЛЕР  ОРДЕНА  АЛЕКСАНДРА  НЕВСКОГО

АНДРЕЕВ ИВАН ИВАНОВИЧ

капитан

Родился 5 октября 1923 года в деревне Поносово Благоварского района Башкирии, в крестьянской семье. В 1939 году окончил семилетнюю школу и поступил в Уфимский автодорожный техникум, но в сентябре 1940 года был освобожден от занятий в связи с поступлением в Уфимский аэроклуб по комсомольскому набору.

В аэроклубе изучил основы пилотирования, сдал нормы ГТО и Ворошиловского стрелка, стал парашютистом. Практику проходил на самолете У-2. 14 июня 1941 года закончил программу обучения, а уже 24 июня, в связи с началом Великой Отечественной войны, был направлен для дальнейшей учебы в Пермскую авиационную школу пилотов им.Молотова - учиться на бомбардировщика. С 27 июня 1941 года был зачислен в школу и с этой же даты считался призванным на действительную военную службу в Красную Армию. Вместо планового трехгодичного обучения в школе пилотов, курсанты окончили ее по сокращенной программе на следующий год - в июне 1942 года. Еще почти в течение года в прифронтовой полосе переобучался вместе с такими же молодыми летчиками на самолете "Ил-2".

Фактически попал на фронт 23 мая 1943 года. Со слов самого И.И.Андреева: "Наш 810 штурмовой полк был сначала на СБ. Рассказывали, что в марте месяце 1942 года они сформировались в Липецке и полетели на Воронежской фронт. Они сделали один вылет всем полком на Орловский аэродром и в этом вылете "Мессершмитты" все наши 18 самолетов сбили. Только 3 человека остались в живых. В апреле месяце за нами прилетел начальник штаба со знаменем получать новые самолеты. Так я попал в этот полк. В полку 3 эскадрильи, 30 летчиков, 30 машин. 3 полка в дивизии".

В составе 810 штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии находился в действующей армии на Брянском, Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Прибалтику. Был пилотом, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. За боевые заслуги в Великой Отечественной войне награжден пятью боевыми орденами.

Как летчику-штурмовику, совершившему свои первые 30 успешных боевых вылетов, И.И.Андрееву было разрешено нарисовать на своем фюзеляже какой-либо отличительный знак, эмблему. Рассказывает сам ветеран… «Пришло время для выбора эмблемы и мне. Тогда распространена была почтовая открытка с изображением профиля Александра Невского в шлеме. Ни о чем таком пророческом я не думал: просто она мне очень нравилась, нравился мужественный профиль полководца. Этот "талисман" и был изображен на моем самолете. Как сейчас помню эту эмблему – в круге диаметром 70 сантиметров профиль Невского и надпись по кругу: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет"». И конечно же не знал тогда летчик, что святой Александр Невский убережет его до последних дней войны, что боевой путь его будет отмечен двумя орденами с профилем русского полководца.

10 ноября 1944 года при выполнении очередного боевого задания летчик был сбит. "Не один раз мне чудесным образом везло, - рассказывает И.И.Андреев. - Под Невелем прорывали оборону противника. Огонь был ураганный. Помните в геометрии - через одну точку можно провести бесчисленное количество прямых. У меня было впечатление, что все эти прямые трассирующих снарядов стремились пройти через одну точку - мой Ил-2. Зацепили. Стало тихо, двигатель замолчал. В кабину повалил дым. Стал тянуть до линии фронта. Самолет тяжелый - 7 тонн. Размах крыльев маленький, планировать трудно. Подо мной - спрятавшиеся за бугорками - мелькают фигурки пехотинцев. Головой от меня - немецкие. Высота уже на пределе, метров пятнадцать. Вот-вот упаду. Но думаю не об этом. Молю Бога поскорее увидеть первого солдата, лежащего в окопе лицом ко мне. Мистика, но я до сих пор помню и вижу лицо этого молодого паренька в каске, поднявшего голову при виде этого необычного зрелища, когда прямо над ним, едва не зацепив его, бесшумно пронеслась огромная стальная птица... Упал я на редкий лесок. Мало было шансов. Баки горючего еще полные - впереди 400 литров, позади меня 400 литров и подо мной 200 литров! А искра при таком падении всегда найтись может. Но помог, наверное, благоверный Александр Невский, нарисованный на моем фюзеляже, ...остался живой".

"Еще один "мистический" случай, - рассказывает Иван Иванович, - был связан с командами по рации. Они появились у нас на самолетах только в 1943 году. По рации командиру группы давались команды. Существовала возможность выхода на нашу волну радистов противника, поэтому существовал пароль: тебе по рации называют, например, цифру. Ты к ней прибавляешь известное тебе число, и должно получиться, скажем, число 55. Но правило правилом, а сколько лет я летал - пароль никогда не спрашивал. И вот однажды взлетели мы - повел я группу из 8 самолетов на выполнение задания. Вдруг по рации мне сообщают: "Бочка 22, задание отменяется, возвращайтесь". Вот здесь у меня что-то екнуло, и я спросил пароль. Мне не ответили. Замолчали. Я решил продолжать выполнять задание. Отбомбились и отстрелялись весьма успешно, возвратились. Вызывают в штаб полка. "Сообщение по рации о возвращении получали?" - "Получал. Но не был назван пароль. Повел группу на заданную цель". - "Молодец! Объявляю благодарность!". Как выяснилось, другая группа из 8 самолетов, получив в это же время "фальшивое" сообщение по рации, возвратилась. А ведь это нешуточное дело - никто не отбомбился, столько горючего сожгли. Еще четыре истребителя сопровождения было. Они тоже возвратились. Задание не выполнено. Да и психологический урон какой? Противник обманул тебя! До сих пор думаю: что заставило меня тогда спросить пароль?".

За свои первые 62 успешных боевых вылета И.И.Андреев приказами командующего войсками 15 воздушной армии был отмечен тремя орденами: орденом Красного Знамени № 74644 (пр. № 37/н от 24.03.1943г.), орденом Отечественной войны 1 степени № 16074 (пр. № 62/н от 05.09.1943г.), вторым орденом Красного Знамени № 104209 (пр. № 27/н от 27.05.1944г.). Напряженная и опасная боевая работа всего полка так же была оценена командованием - 09.08.44 г. за отличия в боях за овладение городами Даугавпилс (Двинск) и Резекне (Режица) полку присвоено почетное наименование Режицкого.

После награждения тремя боевыми наградами Андреев совершил еще 20 успешных боевых вылетов на штурмовку противника, за что еще дважды был представлен к награждению орденами.

Первым орденом Александра Невского старший лейтенант Андреев был награжден 12 мая 1945 года приказом командующего войсками 15 воздушной армии № 086/н . В представлении к ордену значилось:

«23 июня 1944 года с группой из 8 самолетов Ил-2 произвел над целью 6 заходов. При этом были уничтожены склад с боеприпасами, 10 автомашин, 8 подвод с грузом и до 50 солдат и офицеров противника. Выполняя боевое задание ведущим группы из 9 самолетов по дороге Кандава-Сабиле, уничтожил 13 автомашин, 14 подвод и до 70 солдат и офицеров противника».

За умелое командование группой штурмовой авиации и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Андрееву вручен орден Александра Невского № 28024.

Награждение вторым орденом Александра Невского состоялось уже приказом Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами № 095/н от 2 декабря 1945 года. И снова в представлении четко и лаконично указывалось:

«В составе 810 штурмового авиационного полка совершил 81 успешный боевой вылет на самолете Ил-2 по переднему краю и по аэродромам противника, а также в качестве свободного "охотника". Умело водит группы по 6 и 12 самолетов в бой. Как ведущий группы не имеет ни одной боевой потери. Им лично уничтожено 6 танков, 69 автомашин с военными грузами, три бронемашины, 20 орудий, 8 минометов, 5 самолетов на земле, 3 склада и до 480 солдат и офицеров противника».

За умелое вождение групп самолетов, смелость и героизм, за нанесение противнику значительных потерь в живой силе и технике И.И.Андрееву вручен орден Александра Невского № 37491.

В 1945 году И.И.Андреев окончил Полтавскую высшую школу штурманов ВВС, в 1946 году был уволен из армии в звании капитана…. С 1947 года находился в командировке в Китае в качестве авиаспециалиста по организации полетов гражданских самолетов и организации воздушных перевозок. В августе 1959 года окончил Высшее авиационное училище Гражданского воздушного флота, после чего работал командиром авиаотряда в Ростове-на-Дону, начальником аэропорта в городе Быково Московской области.

Капитан Андреев – кавалер 7 орденов, в числе которых 2 ордена Красного Знамени, 2 ордена Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны 1 степени, орден Трудового Красного Знамени. Награжден так же 12 медалями, в том числе и медалью от правительства Китайской Народной республики.

Источники:

1. «Кавалеры ордена Александра Невского Москвы и Московской области». Том 1. М.: Альтекс, 2000. – стр. 24-25;

2. Журнал "Государственная служба" № 3(17) – 2002г., стр.84;

3. Центральный Архив Министерства Обороны РФ, опись 686196, дела 3387 и 5005, листы 31, 233.

Hosted by uCoz